"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Найди котёнка
Все мы знаем, как дети любят играть. Освоение всего нового для ребёнка легче осуществляется через игру. Играя с детьми, воспитатели ставят цель – научить чему-то новому, развить определённые качества личности, а для ребёнка целью игры является сама игра. Авторская математическая игра под названием «Найди котёнка» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, уже знакомых с цифрами и счётом. Но некоторые задания можно использовать для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Цель: развитие логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формирование поисковых подходов к решению любой задачи.
Материал для создания игры: фетр, пористая резина, пластичная замша.
Форма игры: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Игра представляет собой игровое поле, состоящее из шести рядов (этажей) с карманами. Каждый ряд – это отдельная игра, которую воспитатель может использовать при изучении, закреплении и повторении материала. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей, позволяет формировать и закреплять математические знания, умения и навыки, порядковый и количественный счёт, геометрические фигуры, цифры и числа, ориентировку в пространстве, деление целого на части, временные понятия (дни недели, часы).
Цель игры, кроме той, о которой говорилось выше, – сконцентрировать внимание и привлечь интерес детей-дошкольников для наиболее эффективного формирования элементарных математических представлений и сенсорного развития, постепенно пробуждая интерес и к самому предмету обучения.
В данной игре есть «изюминка», которая привлекает внимание дошкольника, помогает вызвать у него интерес к поиску верного решения. Ребёнок не просто решает ту или иную задачу, а «ищет котёнка». Детям интересна конечная цель – найти котёнка. Процесс поиска ответа, основанный на интересе к задаче, возможен только при активной работе мысли. Только в том случае, если задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность.
В этой игре есть шесть котят, каждый из которых живёт на определённом этаже, обозначенном цифрой. В зависимости от того, какой материал мы хотим закрепить или повторить, того котёнка мы и будем искать.
Верхний этаж – разноцветные кармашки семи разных цветов – цветов радуги. Кармашки, обозначенные цифрами от 1 до 7 – дни недели. Для лучшего запоминания каждый день имеет свой цвет. Дополнительно в этой игре можно использовать цифры в пределах 20,совершенствуя навыки порядкового счёта. Воспитатель прячет котёнка в одном из карманов, объясняет, что кармашки – это семь дней недели по порядку (понедельник – первый день, вторник – второй и т.д.). Котёнок спрятался в кармашке, обозначающем, например, среду. Если дети нашли правильное решение, то могут сами подойти и достать котёнка из кармана. Если мы хотим совершенствовать навыки порядкового счёта, то можем поиграть с цифрами, выставив их в ряд, но перепутать последовательность двух цифр. Чтобы найти котёнка, дети должны поставить цифры на свои места.
С детьми младшего дошкольного возраста можно просто поиграть с цветом, а со старшими, опять же используя порядковый счёт, закрепить понятия «справа»/«слева», спрятав котёнка в карман, который, например, третий справа или четвёртый слева.
На пятом этаже живёт другой котёнок, который прячется за дверками с разными геометрическими фигурами. Эту игру можно использовать как с детьми младшего и среднего дошкольного возраста для закрепления умения распознавать геометрические фигуры, так и с детьми старшего дошкольного возраста, несколько усложнив задачу. Например, не просто найти котёнка за дверкой с квадратом и кругом, а за дверкой с фигурой, похожей на руль, картину, поднос или блюдо, воздушного змея или крышу домика. Это задание способствует развитию воображения у детей.
На четвёртом этаже живет котёнок, который ждёт гостей. Праздничный пирог разделён на равное количество частей в зависимости от количества гостей. Например, котёнок пригласил в гости трёх друзей и разделил пирог на равные части между гостями. За какой дверкой котёнок ждёт гостей? При решении этой задачи дети должны понимать, что если к котёнку пришло, например, трое друзей, то пирог должен быть поделён на 4 части, так как котёнок тоже съест кусочек пирога. Наглядно дети видят, что пирог (круг) можно разделить на любое количество одинаковых частей.
Третий этаж – игра на ориентировку в пространстве и знание геометрических фигур. Чтобы найти котёнка, необходимо найти дверку (кармашек), на котором фигуры расположены в разных углах: верхнем левом, верхнем правом, нижнем левом, нижнем правом.
На втором этаже совершенствуем навыки количественного счёта, используя треугольники разного цвета. Здесь дети закрепляют умение создавать множества из треугольников разного цвета, сравнивать разные части множества на основе счёта, определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Например: котёнок спрятался за дверкой, на которой больше всего треугольников; больше всего синих (красных) треугольников; 3 жёлтых и 3 синих треугольника и так далее.
Первый этаж предназначен для детей подготовительной группы. Здесь формируем умение определять время по часам с точностью до одного часа. Выставляем разное время на 6 часах и прячем котёнка в одном из карманов. Например, котёнок проснулся в 8 часов утра. Где сейчас котёнок? Здесь мы также повторяем и режимные моменты: котёнок делает зарядку, когда на часах 8 часов 30 минут, завтракает в 9 утра, идёт гулять, обедает, ужинает, ложится спать и так далее.
Дополнительным стимулом для более быстрого поиска котят служит введение в игру сюжета. Например, мама-кошка хочет пойти с котятами на прогулку, но они спрятались от мамы в разных комнатах. Кошка «просит» детей помочь ей найти котят. С детьми подготовительной группы можно проводить игру сразу по шести этажам. В этой игре воспитатель по своему усмотрению может менять задания и адаптировать её под любой возраст. Используемый для изготовления игры материал позволяет легко создавать новые варианты игры.
Елена Зур, воспитатель I кв. кат.,
МДОУ «ЦРР-Д/с № 10 «Радуга»,
п. Радужный, г. о. Коломенский,
Московская область
Рекомендуем почитать
- Линейки товаров для лепки и рисования испанской ТМ JOVI
- Оформляем группу весело!
- По страницам сказки «Заюшкина избушка»
- Лото «Путешествие в космос»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии