"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Разумная забота о детях. Как прийти к балансу?
Данная мастерская предлагает воспитателям и всем специалистам, работающим с детьми, посмотреть на свой педагогический подход, одновременно удерживая две позиции: предоставление свободы и заботы ребёнку и самому себе. Это возможно, если видеть две позиции как полюсы одного процесса – поиск баланса.
Первый этап. Приветствие
Для этого этапа подойдут любые два упражнения: приветствие (включение в работу мастерской, эмоциональный разогрев), релаксация (установление равновесия, снятие усталости).Второй этап. Введение в тему
Мастерская предполагает совместную проработку теоретического основания. Это можно сделать в любом формате:- лекция с последующей дискуссией (ведущий работает с аудиторией);
- интервью (ведущего интервьюирует со-ведущий);
- работа с кейсами или видеоматериалом (доступ по ссылке);
- или в любом другом формате, удобном вам.
Перечислим те основания, которые на этом этапе важно проработать с группой.
1. Что такое баланс? Баланс – это единство проявлений двух позиций. Это динамичный процесс, где постоянно меняется их соотношение. Взрослый адаптируется к новому и становится зорким к самому себе и другому. Когда человек находится в балансе, он испытывает комфорт, удобство и равновесие. У каждого человека есть опыт поиска баланса. Это также естественно, как вдыхать и выдыхать. Например, между желанием взрослого и желанием ребёнка, желанием брать и давать, между мужским и женским, между самостоятельностью и зависимостью, отдыхом и активностью. В природе баланс можно наблюдать при смене суток и времён года.
2. Что такое разумная забота? Забота, помогающая научиться самостоятельной заботе о себе. В противном случае у ребёнка развивается выученная беспомощность и забота становится ограничением: ребёнок теряет стремление самостоятельно пробовать и открывать новое.
Как писал Ф. Пёрлзс, взросление – переход от опоры на внешние ресурсы к опоре на внутренние. Для взросления ребёнка важна особая позиция взрослого: это отношения, где распознают стремления ребёнка, поддерживают самостоятельность, есть возможность проживать жизнь на той скорости, с которой она сама идёт, где ребёнок и взрослый могут быть и вместе, и отдельно.
3. Что даёт баланс заботы и свободы? Взрослый поддерживает субъектность свою и ребёнка, ценность его как личности, развивает способность осознанно выбирать. Ребёнок получает послание «здорово, что ты есть». Он научается обращаться за поддержкой и помощью ко взрослому и сверстнику, может сделать что-то вместе, чтобы понять, как справиться с задачей, а не ощутить свою беспомощность как в случае, если всё сделано за него. При этом взрослый учится находить свой баланс, быть чувствительным к своему состоянию и намерениям. Способный находить равновесие взрослый, может дать этот опыт и ощущение ребёнку.
Третий этап. Практикум
Упражнение «Манипуляция с предметом»
Цель: дать возможность понять, какой полюс ближе.Инструкция: «Давайте прямо сейчас попробуем позаботиться о своём комфорте: займите удобную позу, может быть вам нужно как-то подвигаться. Почувствуйте опору под ногами, отдайте свой вес стулу, заземлитесь всем телом и сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном для вас ритме (обратите внимание на глубину, соотношение протяжённости вдоха и выдоха). Теперь выберите любой, привлекающий ваше внимание предмет, который можно взять в руки. Возьмите его, повзаимодействуйте с ним. Понаблюдайте за своими ощущениями, что вам хочется сделать с ним? Выберите такое его положение относительно себя, чтобы вам было удобно».
Вопросы для рефлексии:
- Что делает этот предмет и вас единой системой?
- Смогли ли вы пережить ощущение присутствия? Сонастроенность?
- Как это проявляется в теле? В чувствах? В мыслях?
Упражнение «Равновесие»
Цель: дать возможность ощутить равновесие на физическом уровне.Инструкция: «Все встают в круг, берутся за руки и рассчитываются на первый-второй. Игроки под номером один наклоняются к центру, а игроки под номером два отклоняются назад. Таким образом возникает равновесие между всеми членами группы. Если это получилось и все чувствуют себя устойчиво, части круга меняются местами: игроки под номером один – наклон назад, игроки под номером два – наклон вперёд». Затем задание усложняется. Каждый игрок наклоняется всё ниже и ниже. Группа должна самостоятельно найти темп, подходящий ей, при котором можно не нарушать равновесия и соблюдать синхронность. Во время упражнения нельзя разговаривать.
Упражнение «Канатоходец»
Цель: осознание своих паттернов поведения в детско-родительских отношениях и их гармонизация с опорой на ощущение баланса поддержки и свободы.Инструкция: «Выберите себе глазами партнёра для этого упражнения (их может быть один или два). Договоритесь о том, кто какую роль выбирает (папа, мама, ребёнок). Задание семье – проведите по канату своего ребёнка с открытыми глазами в одну сторону, с закрытыми глазами – в другую. Будьте внимательны к своим ощущениям в теле, к чувствам, появляющимся мыслям. Разговаривать могут только те, кто выполняет упражнение (остальные молчат)».
Ценно – меняться ролями. Если много участников и у них есть актуальный запрос, то добавляем вариацию: два человека ведут одного или несколько «детей»; можно добавить членов семей; «включить» говорящее окружение – социум; меняем траекторию (изгиб), добавляем узловые моменты каната.
Вопросы для рефлексии:
- Чем вели и «велись» (на что опирались)?
- Какая разница в контакте с открытыми и закрытыми глазами?
- Что вам помогало в контакте, что мешало (каковы ресурсы и дефициты вашей пары)?
- Как выбирали именно такую стратегию (обретали баланс)?
- Удалось ли почувствовать свою значимость в процессе? Что этому способствовало?
- Удалось ли дать достаточно поддержки партнёру для того, чтобы он смог двигаться уверенно и ловко, обрести баланс (как в роли взрослого, так и в роли ребёнка)?
- Похоже ли это на то, что происходит в вашей жизни. Как вам это отзывается?
- Как бы вы усовершенствовали взаимодействие, чтобы испытать ощущение ловкости и комфорта в движении?
Юлия Кутковая, психолог ДО,
АНО «Павловская гимназия»,
дер. Веледниково, Московская обл.
Рекомендуем почитать
- Развивающие возможности математического планшета
- Татьяна Волосожар: «Идеальная семья – та, где царят любовь и взаимопонимание. Для меня моя семья является идеальной, и я буду делать всё, чтобы сохранять это чувство»
- После трёх уже поздно?!
- Мягкие игровые модули
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии