"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Чудесный колосок
Цель: сформировать навыки вырезания из бумаги, сложенной гармошкой, и упражнять в умении выполнять объёмную аппликацию.
Образовательные задачи: познакомить детей со строением колоса, активизировать словарь, научить вырезать детали из бумаги, сложенной гармошкой.
Развивающие задачи: развивать усидчивость, самостоятельность, творческие способности, умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, уважительное отношение к труду хлеборобов.
Оборудование и материалы: иллюстрации полей с пшеницей, колоски пшеницы, белые листы – основы, полоски жёлтого цвета 4х16 см – 3 шт., полоска жёлтой бумаги 2х12 см, полоска зелёного цвета 3х15 см, клей, кисти и подставки для клея, тряпочки, клеёнки, восковые карандаши.
Предварительная работа: беседа с детьми о последовательности появления хлеба на столе, рассматривание иллюстраций выращивания колосьев, чтение стихов, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.С усами цвета золота
Растёт в открытом поле.
Чтоб на столе лежал потом
С румяной корочкой батон.
Что это? (Колосок.)
Воспитатель: Посмотрите на колосок и скажите, какой он, что у него есть? (Стебель, зёрна и усики.) Какой формы зёрнышки, какого цвета, как они расположены, какого они размера? (Дети рассматривают картинки с растущей пшеницей и натуральные колоски пшеницы, трогают ручками и отмечают, что стебель тонкий, длинный, форма зёрнышек овальная, жёлтого цвета, расположены близко друг к другу, маленького размера.)
Воспитатель: Что рождается из колоска? (Мука, хлеб.)
Воспитатель: А где растут колосья? (В поле.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите? (Поле, но без колосков.)
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать объёмные колоски и разместить их на пустом поле. (Выполняется динамическая пауза «Растёт в поле колосок». Движения выполняются в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Золотистый колосок
В поле рос открыто.
С ветром, солнцем и дождём
Дружен был всё лето.
А потом пришёл на стол,
Счастье он принёс в наш дом.
Воспитатель: Итак, в тарелочке у вас лежит длинная полоска жёлтого цвета для стебля. От неё отрезаете тонкую полоску и кладёте в тарелочку. Обратите внимание на три одинаковых полосы с загнутыми концами для вырезания зёрнышек. Каждую из них вы складываете гармошкой, рисуете по краю половинку овала и вырезаете из одной полоски сразу три детали. То же самое делаете с другими двумя жёлтыми полосками. У вас должно получиться девять деталей овальной формы – зёрнышки. Затем из зелёной бумаги надрезаете до середины верхний край полосы, и получается травка. Прежде чем приклеивать детали, их нужно расположить на листе бумаги без клея, соблюдая последовательность. Сначала располагаете на середине листа стебелёк, оставляя место снизу и сверху. Затем берёте зёрнышко и прикладываете к верхнему краю стебля. После накладываете детали зёрнышек справа и слева так, чтобы они смотрели наверх. Зёрнышки располагаем близко друг к другу, как у натурального колоска пшеницы. Не забывайте намазывать только половинку овала, чтобы колосок приобрёл объём. Осталось сделать травку. Для этого полоску зелёной бумаги складываете пополам, чтобы ускорить процесс надрезания её верхней части до линии середины. И последний штрих – это усики. Их можете нарисовать между зёрнышками восковыми карандашами.
Воспитатель: Правильно выполнить аппликацию вам помогут «помогалки» (технологические карты последовательности выполнения работы), которые будут висеть на доске. Чтобы вспомнить порядок выполнения аппликации, давайте поиграем в игру «Картинки». (Детям раздаются разрезные картинки в соответствии с изображением в технологической карте. Дети по порядку, определяя последовательность, рассказывают этапы выполнения работы.) Что мы делаем сначала? (Ребёнок, у которого картинка соответствует первому действию в технологической карте, вспоминает действия. Потом второй, третий и т.д.)
Воспитатель: Вспомните правила, которые необходимо соблюдать во время работы? (Дети рассказывают об осторожном обращении с ножницами и клеем.)
Дети: С ножницами не вертимся, не оставляем открытыми на столе. Намазываем клеем не только середину детали, но и края. Пользуемся тряпочкой, прижимая деталь, а не растирая её. Кисточку класть надо на подставку.
Воспитатель: Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Чудесный колосок».
Колосок мы все возьмём,
Дружно зёрна наберём.
И муки намолотим.
Тесто замесим,
Пирожки налепим,
В печке зарумяним,
Вынем и съедим!
Воспитатель: Напомню вам, как сложить прямоугольник гармошкой. Складываете полоску, переворачивая её и загибая заданного размера фигуру до тех пор, пока не закончится полоска. После этого на сложенной полоске рисуете по краю половину овала. Берёте ножницы и заготовку, режете по намеченной линии, крепко держа деталь. Ножницы должны быть направлены только вперёд. Далее получившиеся три детали нужно положить в тарелочку. (Проводится упражнение для снятия глазного напряжения.)
Воспитатель: А теперь приступаем к работе и подсматриваем на «помогалки». (Дети выполняют задание. После этого играет музыка для релаксации «Чудесные зёрнышки».)
Воспитатель: Представьте, что вы маленькие зёрнышки, которые посадили в ямку. (Дети сидят коленками на подушечках с закрытыми глазами.) Лежит зёрнышко глубоко в земле. Ему хорошо: тепло и влажно. Яркими лучами согрело землю солнышко, промчалась дождевая тучка и попали капельки в землю. Зёрнышко впитало воду, увеличилось, и появился росток. (Дети поднимают руки вверх.) Пробил росток землю и потянулся вверх. (Дети встают.) Стоит он вольно в поле, раскачивается на ветру и растёт всё выше и выше. Прошло время – росток окреп и появился колосок.
Воспитатель: Поставьте сделанные вами колоски в поле и посмотрим на них. Дети, поле теперь засветилось золотым светом и стало весёлым. Оно говорит вам спасибо. Чем вы сегодня занимались? Какой колосок вам больше всего понравился? Почему? (Дети смотрят на поле с прикреплёнными колосками и по очереди говорят.)
Воспитатель: А теперь давайте вместе полюбуемся с вами пшеничным полем.
Светлана Баканова, Валентина Лифанова,
воспитатели, Нина Сараева, учитель-логопед,
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии