"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Слышу, анализирую, запоминаю
В век компьютерных и цифровых технологий и гаджетов остро стоит проблема живого общения. Часто родители заняты и неохотно делятся с детьми информацией. Все новости приходят к ребёнку из социальных сетей. Мы сталкиваемся с проблемой краткосрочности памяти и рассеянности внимания. Может ли ребёнок рассказать, что ел, где был, кого видел?
Восприятие и передача информации происходит с использованием знаков, символов, сигналов, освоение которых помогает анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту: помнят, что было вчера или год назад, но не могут разучить или вспомнить стихотворение, составить рассказ, пересказать текст. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал. Поэтому нам надо было облегчить детям запоминание. Мы применили мнемотехнику, в частности совокупность методов и приёмов, которые позволили представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Так в детском саду комбинированного вида № 39 городского округа Подольск для воспитанников с ОВЗ (логопедическая группа ТНР 5-7 лет) после длительной коррекционной работы и наблюдения родился проект, ставший палочкой-выручалочкой при разучивании стихотворений, составлении описательных рассказов, пересказов. Двухлетняя работа привела к тому, что педагоги вместе с учителем-логопедом разработали базу мнемотаблиц по различным лексическим темам, подобрали в соответствии с программой произведения для заучивания, составления рассказов и пересказов. Кроме того, учитель-логопед стала использовать мнемотаблицы для автоматизации звуков.
Ежегодно в логопедическую группу набираются дети с ОНР 3 уровня в возрасте 5-6 лет. Такие дошкольники часто неусидчивы, их эмоционально-волевой фон неустойчив. Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребёнка. Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто бывает, что ребёнок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространённой и развёрнутой, но свободное общение детей достаточно затруднено. Как же помочь этим детям?
Сначала мы оформили сам проект: сформулировали цель и задачи, обозначили новизну проекта, расписали этапы работы, спрогнозировали ожидаемый результат. Затем педагоги проработали схему использования данной технологии: обозначили, в каком случае будут работать с дошкольником, применяя мнемоквадраты (графическое изображение формы, цвета, размера, частей предмета), мнемотаблицы или мнемодорожки.
При разучивании стихотворения мы решили использовать мнемотаблицу, а мнемодорожка (таблица из четырёх или более клеток, на которой графические символы изображены линейно) помогла педагогу научить детей составлять короткие предложения на различные темы. С помощью графических картинок-подсказок дети научились последовательно рассказывать о том, как правильно ухаживать за растениями, животными и так далее. Мнемоквадрат используем для обучения детей составлению рассказа о предмете. Любую короткую сказку представляем в виде графической схемы, и тогда тихому и застенчивому ребёнку не составляет сложности рассказать или пересказать сказку «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Теремок» и другие. Благодаря применению графических символов и знаков, дети быстрее приобретают навык видеть главное и систематизировать полученные знания.
Приступая к совместной деятельности с детьми, педагог читает текст и показывает опорную картинку, объясняет детям значения новых слов. Затем просит договорить фразу по содержанию, опираясь на картинку. Сюрприз! Перемешиваем картинки и просим ребёнка разложить их по содержанию в правильной последовательности. Теперь поочерёдно, вместе с педагогом, воспроизводим текст по картинкам. Сначала взрослый, затем ребёнок (1х1). Усложняем – 2х2. В результате дошкольник воспроизводит весь текст.
Более кропотливой становится работа, когда мы приобщаем детей к составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблиц. При составлении описательного рассказа по предмету сначала обращаем внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Здесь мы используем мнемоквадраты. Далее составляем совместный рассказ с детьми. Взрослый начинает и указывает на часть предмета, дети заканчивают. На этом этапе происходит активизация словаря.
Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета:
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Из чего состоит (детали)?
5. Как с этой игрушкой можно играть?
Эти же дети в 6-7 лет уже могут сами составить и зарисовать мнемотаблицу по тексту рассказа или стихотворения. К концу года легко запоминают длинные стихотворения и умеют схематично зарисовывать текст произведения. Немаловажно, что у них повышается самооценка, уходит боязнь высказываться. Использование приёмов мнемотехники стимулирует развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, воображения; у дошкольников развивается звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность.
Подключаем ли семьи? Конечно, успешность обучения – всегда радость для родителя. Ходим ли на конкурсы? Обязательно! Результативное участие ребенка с ОВЗ – особая гордость педагога. Не секрет, что, работая с мнемотаблицами, развивается мелкая моторика рук. Поэтому наши дошкольники с удовольствием собирают различные модели из конструкторов. Это они доказали, став лауреатами фестиваля по техническому творчеству.
Идём ли в ногу с интерактивными технологиями? Непременно, на фото – работа с карандашом и бумагой, а на видео – упражнение для заучивания, которое ребёнок может использовать на интерактивном столе, доске, планшете, включить с телефона или компьютера в условиях группы и даже находясь на домашнем обучении.
Проект живёт и развивается, мы рады, что можем поделиться результативным опытом с коллегами и родительской аудиторией.
Творческая группа педагогов
МДОУ «Д/с комбинированного
вида № 39», г. о. Подольск
Рекомендуем почитать
- Как выбрать санки тюбинг?
- Путешествие в сказку
- Игра в песок как метод психологической помощи
- Стратегия развития индустрии детских товаров
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии