"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Учим говорить правильно и связно
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формируется не только правильной, но и хорошей устной речью, с учётом возрастных особенностей. Остановимся подробнее на методике развития связной речи.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции — являясь средством коммуникации, она помогает ребёнку устанавливать связь с окружающими людьми и регулирует его поведение в социуме.
Основная функция связной речи — коммуникативная, которая осуществляется в двух формах: монолог и диалог. Каждая из этих форм имеет особенности, которые, в свою очередь, определяют методики их формирования.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В возрасте от 1 до 3 лет ставится задача понимания речи окружающих и использования активной речи детей, как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания в словесной форме, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?) Педагоги работают над развитием инициативной речи ребёнка, побуждают малыша обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В возрасте 3–4 лет основной задачей воспитателя является обучение малышей легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками, учить детей выражать словами свои желания и просьбы, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить в детском саду и дома), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?)
В 4–5 лет детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление детей рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях.
Воспитатель большое внимание должен уделять качеству ответов детей: учить отвечать как в краткой, так и в развёрнутой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах, слушать высказывания сверстников.
Продолжается работа над воспитанием культуры общения: формируются умения приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор со сторонними людьми, встречать гостя и общаться с ним.
В 5–7 лет следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространённом ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос кратко и распространённо, закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи.
В возрасте 1–3 лет создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы, в 2–4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается в 3–4 года. Детей учат рассказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, опираться на наглядный материал. Малышей постепенно обучают составлять короткие описания игрушек и картинок (3–4 предложения). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа, задаёт их схему («Пошёл зайчик… Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни, что делали в саду).
В возрасте 4–5 лет дети пересказывают содержание не только хорошо известных сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований и даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.
В 5–6 лет заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Главной задачей развития связной речи детей этого возраста является совершенствование монологической речи. Дети овладевают умениями:
- пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования;
- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение, в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра;
- осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. В 6–7 лет решаются следующие задачи:
- развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;
- закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
- формирование умений адекватно передавать в речи изображённые на картинках простые действия;
- усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего, лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.);
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия.
Наталия Пономаренко, учитель-логопед
ГБОУ «Детский сад № 2710», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Забавные психологические лайфхаки для общения с детьми
- Выставка Licensing World Russia - 2021
- Семейный портал 7-я.ру
- Такая взрослая речь
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии