"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Конструктор Самоделкина
Занимательная игра «Конструктор Самоделкина» активизирует развитие основных психических процессов, сенсорных возможностей, общую и речевую активность детей, познавательные навыки, а также даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом, от простого к сложному, приобретать навыки творчества, самостоятельности, уверенности в своих силах при выполнении задания.
Доступность данной игры предусматривает использование её компонентов в самостоятельной игровой деятельности, что способствует развитию фантазии, художественного творчества.
Материал, из которого состоит конструктор, представляет собой детали достаточно крупных размеров, изготовлен из пластмассы, лёгкий, прочный, безопасный для здоровья детей.
Цель игры: научить ребёнка ориентироваться в пространстве, составлять целое из отдельных предметов, соблюдать правильную последовательность выполнения, различать цветовую гамму деталей.
В ходе игры у ребёнка развивается социализация, мышление, зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, усидчивость, мелкая моторика, стремление к познанию мира.
Методические рекомендации:
- Игру проводит педагог — ведущий.
- В процессе игры необходимо хвалить ребёнка и помогать ему в затруднительных ситуациях.
- Не стоит выполнять задания за ребёнка, грамотная подсказка — лучший помощник.
- Продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости ребёнка.
Перед игрой целесообразно размяться — провести пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики. После неё движения становятся более чёткими и уверенными.
Варианты пальчиковой игры
Теремок
Стоит в поле теремок, (Поднять руки над головой, изображая крышу.)На двери висит замок. (Переплести пальцы рук в замок.)
Открывает его волк — (Пальцы рук согнуть — «волчьи зубы».)
Дёрг, дёрг, дёрг, дёрг. (Сделать резкие движения назад рукой, согнутой в локте.)
Пришёл Петя, Петушок (Ладони обеих рук сомкнуть, пальцы развести — «гребешок».)
И ключом открыл замок.
Хлопки
Любим мы игру такую: хлоп ладошку, хлоп другую.Правой левую ладошку мы похлопаем немножко.
А потом, потом, потом, левой правую побьём.
По плечам себя похлопай, по бокам себя пошлёпай.
Можем хлопнуть за спиной, хлопнули перед собой.
Слева — можем, справа — можем.
И на плечи руки сложим.
Далее рекомендуется выполнить с детьми упражнения на координацию слова и движения, что является хорошим стимулом для развития правильного темпа и ритма речи, общей и речевой активности, устойчивого психо-эмоционального состояния.
Варианты упражнений
Кот и рак
Трик-трак, трик-трак, (Чередовать хлопки и удары кулачков друг о друга.)Жил в реке хитрый рак.
Васька-кот зашёл на мост, (Имитировать движения кота.)
Рак схватил его за хвост. (Сделать хватательные движения рукой.)
«Мяу, мяу, помогите, (Ритмичные махи руками, вытянутыми вперёд.)
С хвоста рака отцепите!»
Надо быстренько бежать, (Бег на месте.)
Коту Ваське помогать.
Синицы
Прилетели к нам синицы, им на месте не сидится.Прыг-скок, прыг-скок, завертелись как волчок.
Вот присели на минутку, почесали клювом грудку.
И с дорожки на плетень — тили-тень, тили-тень.
Если по какой-то причине ребёнку сложно выполнять данные упражнения, предложите ему проговорить шутку-чистоговорку. Текст каждой чистоговорки лёгкий, хорошо запоминающийся. Этот приём снимет напряжение, улучшит настроение и вызовет желание играть ещё и ещё раз.
Варианты шуток-чистоговорок
«Не жалейте пятачка», — говорит корова.
Вы купите молочка — вкусного, парного.
Поросята тут как тут: «Нам по целой кружке!»
Пятачки свои суют маленькие хрюшки.
Мурка задумчиво в небо глядит:
Может быть, там колбаса пролетит?
Мысль, что бывают ещё чудеса,
Даже приятнее, чем колбаса.
Эту шутку-чистоговорку можно сопровождать подходящими к тексту движениями рук.
Тёрли свинки друг другу спинки,
Мыли хвостики-крючки, умывали пятачки.
Парились веничком, парились берёзовым.
Вылетали из парной облачком розовым.
Розовые облачка, три румяных пятачка.
Расселись в сенцах, в махровых полотенцах.
Дуют на блюдца, друг другом любуются:
«Уж такие душечки, после баньки хрюшечки».
Ход игры
Игра разделена на три этапа — по мере усложнения выполняемого задания. Каждый этап рекомендуется выполнять по нескольку раз в день в течение 10 –15 минут.
1 этап. Выполнять задания с опорой на образец, по трафарету (картинка без цвета). Акцентировать внимание ребёнка на величине, форме, цвете выбранных деталей, соблюдении правильной последовательности и направлении выполнения задания. По окончании провести с детьми диалог о выполненном задании.
2 этап. Выполнять задание с опорой на наводящие вопросы педагога. Выкладывать детали сюжета (картинки) на плоскости. Трафарет использовать в качестве помощника при затруднении.
3 этап. Составлять отдельный предмет или композицию по зрительной памяти, без образца. Составлять новую картинку или сюжет по желанию, самостоятельно подбирая детали по форме, цвету, величине.
Предлагаемые игры позволят проконтролировать, соответствуют ли возрастной норме степень сформированности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), потенциальные возможности в разных областях знаний, развитие речи, знакомство с окружающим миром.
Валентина Чувелева, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 195»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии