"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Преодоление речевых нарушений
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются:
- Значительные трудности в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, в стойких аграмматизмах.
- Нарушения номинативной функции речи, проявляющиеся, прежде всего, в недостаточном словарном запасе и трудностях его актуализации.
- Затруднения реализация операций предикации: у детей вызывает сложность использовать в своей речи глаголы.
- Образная невыразительность, в речи дошкольников недостаточно представлены наречия: в основном используются наиболее общие из них — плохо, хорошо, мало.
- Несформированность парадигматических и синтагматических отношений, связанных с нарушениями структуры значения слова, особенно обобщающих слов, антонимов, синонимов и т.д.
- Трудности в понимании грамматического и синтаксического значения слова.
Для преодоления этих нарушений, прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога. Для этого активно используются наглядность и игровые приёмы. В своей работе я применяю как традиционные, так и малоупотребимые методы и приёмы:
- Мнемотаблицы и мнемокарточки.
- Метод наглядного моделирования.
- Методы Триз-педагогики.
- Деятельностный метод.
- Метод педагогического проектирования (проектно-исследовательская работа детей).
Метод наглядного моделирования даёт большой эффект при использовании в лексической работе. При знакомстве с понятием «слово» вводится модель-сим- вол — прямоугольная полоска. Применение символических моделей проводится практически во всей лексической работе: прямоугольная полоска, изображающая слово, используется как для определения звукового состава (нахождение места звука в слове, звукового анализа и синтеза), так и для закрепления понятий слова, словообразования и составления схем предложений. При работе по расширению объёма словаря количество символов-полосок, выданных детям за правильный ответ, является стимулом для продолжения ими дальнейших действия в этом направлении.
Уточнение значения слова и дальнейшее обогащение словарного запаса осуществляется как путём усвоения новых слов, так и за счёт развития умения пользоваться различными способами словообразования:
- словоизменения с помощью флексий;
- овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их использования;
- усвоение понятия о родственных словах;
- образование сложных слов.
Также метод наглядного моделирования можно использовать при формировании навыков словообразования — с помощью символического изображения слова и его частей. Добавление к прямоугольной полоске-слову разноцветных меток в конце слова (флексии или суффиксы), в начале слова (префиксы) позволяет детям понять различные способы словоизменения. Это даёт возможность усваивать однокоренные (родственные) слова. Соединения равнозначных по величине полосок, но разного цвета, помогают усвоить образование сложных слов.
Методы Триз-педагогики помогают при формировании структуры значения слова, парадигматического компонента, расширяя семантические поля. Дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии, овладевают навыками подбора сравнений, антонимов, метафор, синонимов, способами их употребления, усваивают понятия многозначности слова, части и целого предметов и явлений.
Дополняет эту работу проектная и исследовательская деятельность в рамках педагогических проектов, позволяющая пользоваться так называемым деятельностным методом, способствующим закреплению и пополнению лексики. Деятельностный метод даёт возможность появлению речевой мотивации и социальной активности детей, а также позволяет формировать словарь детей на основе их сенсорного опыта, наблюдения.
Мнемокарточки, мнемотаблицы и схемы помогают ребёнку запомнить и воссоздать полученный ранее речевой материал, закрепляют сенсорные эталоны, эмоциональные признаки, качества. Я использую их во многих направлениях работы по развитию речи, в том числе для накопления и актуализации словаря. Зрительная память у детей с речевыми нарушениями, как правило, развита лучше, чем слуховая. Опора на зрительный, созданный карточкой, образ помогает запомнить и закрепить слуховое восприятие лексики.
При этом очень важно вызвать у детей чувство удовлетворения, положительные эмоции, поскольку работа, связанная с радостью, удовольствием, способствует лучшему запоминанию и остаётся в долговременной памяти. Это как с хорошей книгой: если она интересна, то во время чтения погружаешься в смысл прочитанного, при этом организм пытается репродуцировать текст в зрительных образах, привлекая к восприятию также и другие органы чувств. Таким образом, интересный текст визуализируется, приобретает звучание, и можно ассоциировать его с определенными кинетическими, вкусовыми и обонятельными реакциями организма. Текст, который воспроизводится различными органами чувств, запоминается лучше, так как имеет больше чувственных ассоциаций, а, следовательно, больше факторов, которые помогут его вспомнить в нужный момент.
Всю подобранную для запоминания лексику мы вместе с детьми «шифруем». Пробуем зарисовать предложенное слово-признак, слово-предмет, слово-действие. Дети предлагают свои варианты, из которых мы выбираем наиболее удачный и договариваемся использовать его для схемы, нарисованной уже взрослым. Игра вызывает огромный интерес.
Чем больше слов будет предложено для шифрования, тем больше в конечном итоге запомнят дети. Для актуализации, при составлении различных видов рассказов, обыгранные и усвоенные карточки объединяем в таблицы-схемы — для воспроизведения детьми большего объёма и последовательности подачи материала.
Раиса Тимохина, учитель-логопед ГБОУ
«Гимназия № 1590» имени В.В. Колесника,
дошкольное отделение №3, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии