"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Игрушки-самоделки для развития малышей
Учёными доказано, что систематическая, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков. Тренировка мелкой моторики является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить — с восприятия начинается познание.
Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда, поэтому в нашем детском саду она постоянно обновляется, пополняется. Для развития мелкой моторики, сенсорного воспитания детей педагоги с помощью родителей изготавливают и размещают в специальных уголках игровые пособия: развивающие тренажёры из бросового материала (конфетных коробок, разноцветных крышек от бутылок); коврики с аппликацией различных предметов, сюжетов из ткани с использованием разноцветных пуговиц, молний, застёжек, липучек, шнурков, бантиков, предназначенные как для развития мелкой моторики, так и для формирования навыков самообслуживания и ознакомления малышей с цветом, формой, величиной.
Эти игрушки — яркие, интересные, занимательные — просты в изготовлении и не требуют финансовых затрат. Немного фантазии и желания — и очередной экземпляр готов.
Тренажёры
Изготовлены из конфетных коробок, обтянутых разноцветной самоклеящейся бумагой, тканью или обоями. На них изображён какой-либо сюжет — аппликация из бумаги или ткани. К крышке коробки (внутри шариков, цветочков, солнышка, по веткам ёлочек) прочно прикреплены обрезанные из пластмассовых бутылок горлышки, к которым малыши прикручивают разноцветные пробки. Они делают это с большим интересом и старанием.
Сенсомоторные игровые уголки, прикреплённые к стене
Смешарики
Размер уголка — 1,5 х 2 м (вырезан из фанеры, обтянут тканью двух цветов). Смешарики изготовлены из ДВП и также обтянуты тканью. Глаза, нос, рот — это аппликация из ткани. Ноги и руки у смешариков отрезаны от старых поломанных кукол и пришиты к голове. Божья коровка сшита из ткани, внутри туловища для объёма вставлен синтепон. Из разноцветных тканей сшиты цветы, в их серединки вставлены горлышки из пластмассовых бутылок, к которым малыши прикручивают разноцветные пробки. Середина цветов прикреплена к коврику.Под каждым лепестком цветка пришиты пуговицы; на лепестках сделаны петельки. Дети пристёгивают и отстёгивают лепестки на коврике. Шарики и часть цветков крепятся к основе липучками, кнопками. Ребята завязывают смешарикам бантики, развязывают и завязывают шнурки; расстёгивают и застёгивают молнию на Божьей коровке, сумочку.
Данный уголок прикреплён в групповой комнате на стене, и воспитанники младшего дошкольного возраста имеют к нему свободный доступ. В течение дня каждый ребёнок по своему желанию может подойти к этому уголку и поиграть.
Дружная семейка
Этот уголок изготовлен аналогично предыдущему. Солнышко и цветочки — фабричные игрушки, прикреплённые к основе. Действия на этом игровом поле выглядят так: лучики солнышка прикрепляются пуговицами, окошки разной формы крепятся липучками к вышитым на домике контурам, шнурки на обуви завязываются. Курица, цыплята, маленькие цветочки, травка крепятся липучками и кнопками. Дети меняют их расположение на коврике, поют песенку «Вышла курочка гулять…», придумывают небольшие сказки. В процессе игр с ковриком у ребят происходит формирование элементарных математических представлений (знакомство с формой, величиной, цветом, направлениями).Коврики для игр за столом
Эти коврики сшиты из двух слоёв ткани, их размеры могут варьироваться 25 х 40 см или 20 х 30 см. На них выполнена предметная, сюжетная аппликация из тканей разного качества и цвета. Коврики находятся на полочках в сенсомоторных уголках и предназначены для развития мелкой моторики рук, формирования навыков самообслуживания (застёгивание пуговиц, кнопок, молний, завязывание шнурков, бантиков).
На начальном этапе обучения воспитатель играет вместе с детьми: показывает, объясняет, помогает в выполнении определённых действий. Далее малыши самостоятельно берут в уголке понравившийся коврик и играют за столом.
Сюжеты этих пособий разнообразны: «Ёжик», «Гномик на Луне», «Мишутка и грузовик», «Елочка — зелёная иголочка», «Зайчишка», «Паровозик» и многие другие.
Например, коврик «Ёжик» представляет собой аппликацию ёжика, выполненную из меховой ткани. Листочки взяты из искусственных букетов цветов, дети крепят их на ёжика с помощью пуговиц.
«Гномик на Луне». На бархатный коврик ребята с помощью пуговиц разного размера и цвета прикрепляют Луну, гномика, облака, а также завязывают шнурок на шапочке Луны.
Аналогичные действия дети совершают с другими похожими ковриками. На коврик «Зайчата» добавлены молнии, липучки, шнуровки. На коврике «Цветочек» связанное из ниток солнышко прикреплено к основе кнопкой, лепестки — пуговицами, разноцветные сердечки, бабочка — липучками. Травка сделана из зелёной молнии, которую ребята застёгивают и расстёгивают.
Несколько иначе изготовлена «Свинка» — полуобъёмная игрушка из розовой ткани с вшитым внутри синтепоном. Действия малышей с этой игрушкой разнообразны: они прикрепляют с помощью липучек глаза, нос, рот, бабочку, завязывают шарфик, пристёгивают пуговицами юбку, нанизывают на шнурок бусинки разного цвета и размера, украшают ими забавное животное. Малыши используют Свинку и в сюжетных играх: укладывают её спать, гуляют с ней, катают на коляске, кормят.
Наталья Кондакова, старший воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида №1»
г. Шебекино, Белгородская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии