"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Как научиться слушать ребёнка
Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания.
Задачи:
- Познакомиться поближе с родителями.
- Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
- Научить родителей распознавать чувства детей в разных ситуациях.
- Потренировать их в использовании техники активного слушания.
Ход тренинга
Вначале организуется ритуал приветствия — для создания эмоционально положительного настроя. Родители, передавая по кругу мягкую игрушку, представляются друг другу, говорят, зачем они пришли на тренинг. Психолог может фиксировать на листе высказывания участников, затем делает обобщение по поводу услышанного, призывает настроиться на совместную деятельность с помощью игровой разминки.
Упражнение «Ветер дует на тех, кто…»
Ход. Психолог предлагает встать и обняться тем, на кого дует ветер, произнося при этом: «Ветер дует на тех, кто: имеет друзей детства; будет использовать в работе с родителями приём активного слушания; формирует у родителей желание освоить секреты родительского мастерства; считает себя счастливым».Психолог. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой, ребёнок рассказывает, что с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и так далее. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком. (Ответы участников.) Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты? (Ответы участников.) Ребёнок ждёт от родителей понимания, а не лекций, нотаций или угроз.
Психолог. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Мы вряд ли поможем ребёнку, если просто что-то покажем ему, чему-то научим или как-то направим его. В таких случаях лучше всего ребёнка активно выслушать. Что значит активно слушать? (Ответы участников.) Активно слушать ребёнка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. (Психолог приводит в пример конкретную ситуацию.)
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.
Мама. Миша тебя обидел. (Пауза.)
Дочь. (Продолжает плакать.) Он меня уронил!
Мама. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась. (Пауза.)
Дочь. (Перестает плакать, но ещё обиженным тоном.) Нет, он меня не поймал!
Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала. (Пауза. Миша, который стоит сзади с виноватым видом, утвердительно кивает головой.)
Дочь. (Уже спокойно.) Да. Я к тебе хочу.
Психолог. Вы только что увидели, как можно использовать технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники. (Вывешивается чистый лист.) Что мы будем делать вначале? (Ответы участников.) Да, верно, нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку: глаза ребёнка и родителя должны быть на одном уровне. (На листе появляется первая запись: Занять правильное положение по отношению к ребёнку.)
Психолог. Вспомните, в какой форме беседовала мама? (В утвердительной.) Да, и ответы должны отражать сочувствие, обозначать чувства ребёнка и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувства. (На листе появляется вторая запись: Повтор услышанного от ребёнка.)
Психолог. После каждой реплики мама молчала, делая небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мама. (На листе появляется третья запись: Делать паузы между фразами.)
Психолог. Самый главный момент — это обозначение чувства ребёнка. (На листе появляется четвертая запись: Обозначение чувства ребёнка.)
Психолог. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства — в утвердительной форме. (На листе появляется последняя, пятая запись: Чувства — в утвердительной форме.)
Психолог. А теперь давайте потренируемся использовать эту технику. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача — понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок. (Родители работают с карточками в кругу.)
Психолог. Вы только что попробовали использовать технику активного слушания, убедились в том, как это непросто. У кого-то возникло желание попробовать использовать эту технику со своим ребёнком. Давайте теперь ответим на вопрос: что может дать нам техника активного слушания? (Помощь в выстраивании отношений с детьми, лучшее понимание детей, ослабление напряжения в общении.)
Психолог. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника активного слушания. Позвольте, я ещё раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения. (На доске появляется плакат с результатами обсуждения.)
Психолог. Возможно, кому-то из вас показалось, что предложенная техника является искусственной. Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных, с точки зрения обычных представлений. И всё это для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая ни о какой технике. То же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но, когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает, переходя в искусство общения. А теперь давайте немного разомнёмся и поиграем.
Игра «Комплимент, или Скажи, что я хороший»
Ход. Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент тому, кому он его бросил. Таким образом, каждому участнику, получившему мяч, будет сказан комплимент, который в жизни, возможно, он никогда не получал.Упражнение «Телеграмма»
Ход. Необходимо составить телеграмму тому, кто остался дома. Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем.Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Ход. Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют уже вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.Результаты применения техники активного слушания:
- Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка (разделённая радость удваивается, а разделённое горе уменьшается).
- Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
- Ребёнок сам учится решать свои проблемы.
- Ребёнок начинает активно слушать родителей.
- Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства, т.е. меняются и сами родители.)
Дарья Кравченко, педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР — детский сад № 182»
г. Уфа, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Готовим за пределами дома
- Кухни и бытовая техника Zanussi
- Шнурки: запутанная история
- Театр теней — обычная детская игра или вид искусства?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии