"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Отойдём от стандарта и шаблона!
Как показывает практика, традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии их познавательной активности. Необходимо знакомить детей с нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приёмы отражения окружающей действительности в художественном творчестве.
Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно — это стихия, из которой возникают образы, а образы — это фантазия.
Рисовать фломастерами, карандашом — дело привычное. Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения.
Я включаю в образовательный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку, нитки, перья и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Дети, с удовольствием отправляясь в путешествия, знакомятся с различными изобразительными техниками (например: монотипия, рисование набрызгом, трафарет, пальчиковая живопись, кляксография, выдувание, щетинная кисть и т.д.). Подобные занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.
И не стоит волноваться, что дети запачкаются. Главное, чтобы они получили удовольствие от непосредственных общений с красками и радовались итогам своей работы.
В образовательном процессе дети обучаются различным методам рисования, умению применять их самостоятельно, творчески. Мы комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у ребят формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает у детей радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования повышают уровень развития зрительно-моторной координации.
Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, внимания, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Главное — не навязывать детям процесс рисования, а увлечь их этим видом деятельности. И обязательно внушать, что в творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные техники изображения в рисовании:
1. Рисунок своими руками
Нету кисточки, пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.
Если захотелось порисовать, а кисточки нет — не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись).
2. Тычок кончиком кисточки или коктейльными трубочками
Ребёнок обмакивает в гуашь кисть и опускает её на лист, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
3. Рисование набрызгом
Эта техника представляет собой разбрызгивание капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Зубной щёткой в левой руке нужно набрать немного краски, а стекой проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. В результате брызги полетят на бумагу (а, возможно, и не только на неё).
4. Рисование штампами на ткани
Рисовать штампами можно как угодно, где угодно и чем угодно. Ими украшают открытки, обложки, детскую комнату. Штампами можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Ткань — это тот же холст, на котором маленький художник выражает свое настроение. Рисование штампами учит детей быть аккуратными, развивает их фантазию и снимает напряжение.
5. Тампонирование
Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона — занятие очень увлекательное. Для этого набираем краски на поролон или тампон и лёгкими прикосновениями к бумаге рисуем что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет».
6. Трафарет
Представляет собой рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм. Сначала вырезаем трафарет — кто какой захочет. Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обводим по контуру частыми и лёгкими прикосновениями. Получается довольно интересный рисунок.
7. Рисование крупой
Рисовать крупами — не только весело и увлекательно для ребёнка, но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а, следовательно, и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается также и на психике малыша — как любое игровое взаимодействие с природным материалом. Рисовать можно какими угодно крупами — гречкой, рисом, пшеном, сечкой. Но сподручнее всего для начала научиться рисовать обыкновенной манной крупой.
8. Рисование ватными палочками
Карандашом наносим рисунок на бумагу. Каждую новую краску берём новой палочкой. Заполняем точками сначала контур рисунка, а затем и весь рисунок.
9. Рисование мятой бумагой
Обмакиваем бумагу в краску и наносим на рисунок. Отпечатки от комочков бумаги получаются размытыми, не похожими один на другой. Да и формы создаваемых пятен чаще всего выходят самые неожиданные. Всё это очень хорошо развивает фантазию ребёнка.
Миляуша Грязева, воспитатель МБДОУ
«ЦРР — детский сад № 182»,
г. Уфа, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Наборы археологических экспериментов, ТМ «Десятое королевство»
- Рисовалки
- Дети и игрушки
- Нина Чусова: «Я люблю забавные игрушки, которые сшиты своими руками»
- Комментарии