"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Времена года
Мнемотехническое игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника облегчает процесс запоминания, увеличивает объём памяти детей через усвоение ими способов запоминания информации, развивает ассоциативное мышление и воображение, умение анализировать, оперировать символами.
Для ознакомления детей с временами года в своей работе я использую мнемотехническое игровое пособие «Времена года», которое является актуальным, обучающим материалом для дошкольников. Данное пособие состоит из 4-х частей, каждая из которых имеет свой цвет и содержит картинки и фотографии на тему времён года. В нижнем левом углу каждой части пособия находится кармашек с мнемоквадратами (карточками-схемами) на тему соответствующего времени года для мнемодорожки. Мнемодорожка представляет собой специальные тренажёры по заучиванию стихотворных форм, составления рассказов с детьми младшего дошкольного возраста. Выполняется она в виде наборного полотна, в кармашки которого вставляются карточки-схемы. Это картинно-графическая система работы, которая развивает умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с опорой на картинку или схему. С использованием мнемодорожки можно составить описательный рассказ о времени года из 5-7 предложений. В левой части пособия находится изображение ребёнка, одетого по сезону. С опорой на данное изображение дети могут составить описательный рассказ о том, как одеваются люди в разное время года, а картинки, размещённые на календаре, демонстрируют особенности сезона.
На правой стороне пособия находится круг с тактильными тренажёрами. Тактильные тренажёры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит. С их помощью можно научить детей составлять рассказы, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
К календарю природы прилагается набор тактильных дощечек размером примерно с детскую ладошку. Это позволяет ощупывать поверхность не только пальчиками, как на тактильном круге, но и всей ладонью.
Дощечки покрываются различными материалами, которые создают разную на ощупь поверхность. Поверхность дощечек такая же, как и на тактильном круге.
Для знакомства детей с временами года на дощечки можно наклеить:
Этапы работы с тактильным кругом и дощечками:
Предложить ребёнку рассмотреть тактильный круг на пособии, погладить поверхность, рассказать о своих ощущениях, называть, описать то, что он видит.
Подобрать дощечки с такой же поверхностью, как и на календаре природы. Разложить их по сюжету рассказа о времени года, составленного взрослым.
Например: Весной прилетают птицы (ребёнок подбирает дощечку с перьями птиц). Они строят из веточек гнёзда, высиживают птенцов (выкладывает дощечку с веточками деревьев, пухом). Появляется травка (дощечку с тканью с мягким длинным ворсом).
Предложить ребёнку набор тактильных дощечек, попросить найти дощечки, относящиеся к названному времени года и объяснить свой выбор. Например: Я выбрал дощечку с листьями, потому что осенью листочки становятся разноцветными и опадают.
На этом этапе работы можно предложить ребёнку поиграть в игру «Хорошо-плохо».
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить детей выделять в явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, закреплять умение соотносить поверхности дощечек с определённым временем года, явлением природы.
Правила игры: Ребёнок закрывает глаза, обследует дощечку, называет предмет или явление, и говорит, что в этом явлении хорошо, а что плохо. Например, после обследования дощечки с ватой ребёнок говорит, что эта дощечка относиться к зиме, поверхность напоминает снег. Снег – это хорошо, можно кататься на санках, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу. Плохо для птиц, животных, снег засыпает корм, им холодно и голодно.
Предложить ребёнку закрыть глаза и определить на ощупь поверхность. Спросить, что он чувствует и представляет, к какому времени года можно отнести данную дощечку, попросить разложить дощечки и составить с опорой на них рассказ, рассказать о своём отношении к этому времени года.
Мнемотехническое игровое пособие «Времена года» можно использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, при наблюдении на прогулках за погодой. Данное пособие обучает детей умению использовать и понимать символы, составлять описательный рассказ о временах года, стимулирует воображение, развивает мелкую моторику, память, концентрацию внимания, терпение, помогает развить у воспитанников эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, а, следовательно, оказать плодотворное влияние на их развитие в целом.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника облегчает процесс запоминания, увеличивает объём памяти детей через усвоение ими способов запоминания информации, развивает ассоциативное мышление и воображение, умение анализировать, оперировать символами.
Для ознакомления детей с временами года в своей работе я использую мнемотехническое игровое пособие «Времена года», которое является актуальным, обучающим материалом для дошкольников. Данное пособие состоит из 4-х частей, каждая из которых имеет свой цвет и содержит картинки и фотографии на тему времён года. В нижнем левом углу каждой части пособия находится кармашек с мнемоквадратами (карточками-схемами) на тему соответствующего времени года для мнемодорожки. Мнемодорожка представляет собой специальные тренажёры по заучиванию стихотворных форм, составления рассказов с детьми младшего дошкольного возраста. Выполняется она в виде наборного полотна, в кармашки которого вставляются карточки-схемы. Это картинно-графическая система работы, которая развивает умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с опорой на картинку или схему. С использованием мнемодорожки можно составить описательный рассказ о времени года из 5-7 предложений. В левой части пособия находится изображение ребёнка, одетого по сезону. С опорой на данное изображение дети могут составить описательный рассказ о том, как одеваются люди в разное время года, а картинки, размещённые на календаре, демонстрируют особенности сезона.
На правой стороне пособия находится круг с тактильными тренажёрами. Тактильные тренажёры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит. С их помощью можно научить детей составлять рассказы, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
К календарю природы прилагается набор тактильных дощечек размером примерно с детскую ладошку. Это позволяет ощупывать поверхность не только пальчиками, как на тактильном круге, но и всей ладонью.
Дощечки покрываются различными материалами, которые создают разную на ощупь поверхность. Поверхность дощечек такая же, как и на тактильном круге.
Для знакомства детей с временами года на дощечки можно наклеить:
- осень (каштаны, разные крупы, изюм, курагу, семечки, орехи, сушёные грибы, засушенные ягоды);
- зима (мех с разной длиной ворса, войлок, пенопласт, вату, фольгу, пластик, ватные диски, шуршащую ткань);
- весна (кору и почки деревьев, перья и пух птиц, семена, мягкую ткань, имитирующую траву);
- лето (камешки, ракушки, колосья, скорлупки яиц, засушенные цветы, орехи, косточки абрикос, персиков и других фруктов, созревающих летом).
Этапы работы с тактильным кругом и дощечками:
I этап
Цель: познакомить с календарём, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества, учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.Предложить ребёнку рассмотреть тактильный круг на пособии, погладить поверхность, рассказать о своих ощущениях, называть, описать то, что он видит.
Подобрать дощечки с такой же поверхностью, как и на календаре природы. Разложить их по сюжету рассказа о времени года, составленного взрослым.
Например: Весной прилетают птицы (ребёнок подбирает дощечку с перьями птиц). Они строят из веточек гнёзда, высиживают птенцов (выкладывает дощечку с веточками деревьев, пухом). Появляется травка (дощечку с тканью с мягким длинным ворсом).
II этап
Цель: учить соотносить поверхности дощечек с определённым временем года, явлением природы.Предложить ребёнку набор тактильных дощечек, попросить найти дощечки, относящиеся к названному времени года и объяснить свой выбор. Например: Я выбрал дощечку с листьями, потому что осенью листочки становятся разноцветными и опадают.
На этом этапе работы можно предложить ребёнку поиграть в игру «Хорошо-плохо».
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить детей выделять в явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, закреплять умение соотносить поверхности дощечек с определённым временем года, явлением природы.
Правила игры: Ребёнок закрывает глаза, обследует дощечку, называет предмет или явление, и говорит, что в этом явлении хорошо, а что плохо. Например, после обследования дощечки с ватой ребёнок говорит, что эта дощечка относиться к зиме, поверхность напоминает снег. Снег – это хорошо, можно кататься на санках, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу. Плохо для птиц, животных, снег засыпает корм, им холодно и голодно.
III этап
Цель: учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.Предложить ребёнку закрыть глаза и определить на ощупь поверхность. Спросить, что он чувствует и представляет, к какому времени года можно отнести данную дощечку, попросить разложить дощечки и составить с опорой на них рассказ, рассказать о своём отношении к этому времени года.
Мнемотехническое игровое пособие «Времена года» можно использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, при наблюдении на прогулках за погодой. Данное пособие обучает детей умению использовать и понимать символы, составлять описательный рассказ о временах года, стимулирует воображение, развивает мелкую моторику, память, концентрацию внимания, терпение, помогает развить у воспитанников эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, а, следовательно, оказать плодотворное влияние на их развитие в целом.
Елена Щеникова, воспитатель МБДОУ Д/с № 44 ЗАТО г.Североморск
Рекомендуем почитать
- Я – семья – род – народ
- Быть или не Быть параллельному импорту в Российской Федерации?
- 10 детских праздников
- Первые настольные игры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку