"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Основы нравственной закалки
Ни одно другое занятие в дошкольном возрасте не способствует развитию ребёнка так, как игра. В игре развиваются мышление, воображение, творчество, основы морали и нравственности. Игра формирует психологическую устойчивость, активное отношение к жизни, волевые качества, инициативность.
В последнее время отмечается снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников. Несмотря на обилие прекрасных игрушек, они зачастую лишены содержания. Это отчасти подтверждают результаты исследования, которое проводилось в нашем детском саду с детьми 5-7 лет. Детей спрашивали: «В какие игры ты любишь играть?»
Среди ответов на этот вопрос встречались следующие: в роботов, в супергероев (человек-паук, Бэтмен, черепашки Ниндзя, Халк), в бакуганов (бакуган — персонаж японского мультсериала, монстр, который спрятан в шар), в Винкс (Винкс – девушки-феи, герои итальянского мультсериала, которые спасают мир от тёмных сил и решают личные проблемы), в биониклов, в трансформеры, в PSP (SONY PSP – игровая приставка Play Station Portable, портативный аналог прежних приставок), в компьютер, в стрелялки.
Современные дошкольники слишком много времени проводят у телевизора и предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов.
Обедняется структура игры — всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера. Причём, чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование.
Неконтролируемый поток массовой теле- и видеопродукции создаёт у ребёнка представление о мире как об арене борьбы «своих» и «чужих», где зачастую прав тот, кто сильней.
Надо отметить, что игры с агрессивной тематикой обладают определёнными свойствами, делающими их привлекательными в глазах детей, особенно мальчишек. Эти игры:
- позволяют детям преодолевать свои страхи, воспроизводя именно те ситуации, которых они исподволь боятся (например, бандитские нападения);
- дают возможность выразить агрессию против опасных и травмирующих ситуаций;
- помогают почувствовать себя более сильными, уверенными, самостоятельными.
То же самое можно сказать и о компьютерных играх. Сегодня это сложный пласт современной действительности, в котором есть как несомненные достоинства, так и потенциальные риски. Главное, чтобы ребёнок не был чрезмерно увлечён этими играми, затрачивая на них много времени и предпочитая «виртуальную реальность» обычному общению, подвижным и прочим играм.
Вопрос не в том, как отучить ребёнка от излишней увлечённости агрессивными или компьютерными играми, а в том, что дать ему взамен. Самый беспроигрышный вариант — предложить ему яркую насыщенную альтернативу: общение, совместные игры, интересные хобби, занятия спортом, увлекательные книги.
Не менее важно — находить такой «материал», благодаря которому развивались бы социально-нравственные качества личности дошкольника, его социальный интеллект и коммуникативная компетентность.
На протяжении нескольких лет коллектив нашего детского сада вёл углубленную работу по развитию у детей эмпатии через художественные произведения. Работа состояла из следующих этапов:
- Изучение теории (методика эмоционального развития Л. П. Стрелковой).
- Выбор произведений, работа над произведением (игры-драматизации, отработка приёмов «нравственная лесенка», «игра-беседа», «подари сердце», «прими подарок»).
Дети учились сочувствовать и помогать героям, оценивать их не по внешней красоте, а по их делам через такие произведения, как:
- В. Сутеев «Под грибом», Г. Александрова «Как домовёнок Кузька всех выручил» — для детей 4–5 лет.
- С. Маршак «Кошкин дом», Б. Заходер «Серая Звёздочка» — для детей 5-6 лет.
- Г.Х. Андерсен «Снежная королева», О. Уайльд «Звёздный мальчик» — для детей 6-7 лет.
- Проведение родительского клуба «Эмоциональное развитие и успешность». Мы познакомили родителей с понятием эмпатии, показали её связь с успешностью, раскрыли роль художественных произведений в развитии эмпатии и предложили список рекомендованных художественных произведений для совместного чтения.
- Постановка театральных этюдов на развитие эмпатии (по рассказам В. Осеевой). Самым важным в этой работе было распределение ролей. Положительные роли играли дети с недостаточно устойчивыми социально-нравственными качествами, а роли отрицательных героев — дети с устойчивыми социально-нравственными качествами. Ролевая игра помогала детям увидеть внутреннюю жизнь других.
Проанализировав результаты дополненной нами работы, мы обнаружили положительную динамику в развитии у детей эмпатии и устойчивости социально-нравственных качеств.
Проделанная работа является очень значимой и актуальной. С большой долей вероятности можно предполагать, что те зёрна доброго и вечного, которые мы постарались заронить в сердца и умы наших детей, позволят им в будущей жизни понимать других людей, выстраивать взаимоотношения, говорить «нет» привлекательным, но асоциальным соблазнам современного общества и делать правильный нравственный выбор.
Ольга Журавлёва, педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР – детский сад №131», г. Ижевск
Рекомендуем почитать
- Звёздные родители
- Подарю ромашку я
- «Сканбол» - дуй в трубку, попадай в мишень!
- Клуб «Игры и Игрушки» в Инстаграм
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии