"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Развитие психомоторной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра
Образовательная автономная некоммерческая организация «Школа Подсолнух» оказывает помощь детям с расстройствами аутистического спектра. Представляем вашему вниманию опыт работы с детьми в сенсорной комнате (метод сенсорной интеграции).
Этапы занятий в сенсорной комнате:
I этап – подготовительный (2-5 занятий). В течение этого этапа ребёнку предоставляется возможность спонтанной и организованной игры. Малыш знакомится с комнатой, с её возможностями. У ребёнка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия. На этом этапе необходимо выявить актуальный уровень психомоторного состояния воспитанника.
Диагностические занятия проводятся в различных блоках комнаты, детям предлагаются разнообразные задания, моторные игры с использованием материалов блоков комнаты. В процессе исследования обязательно предусмотрены перерывы для перехода ребёнка из одного блока в другой. Причём, переходя, необходимо выключать световые, тактильные, движущиеся предметы для того, чтобы ребёнок смог сосредоточиться на конкретном задании.
В процессе занятий выявляется: зрительная внимательность; возможность перевода взгляда на другие объекты; отслеживание взглядом движущегося объекта; отношение к деятельности; планирование.
В процессе игры педагог изучает познавательную деятельность ребёнка, а именно выявляет соответствие игровых действий возрасту, наблюдаются ли стереотипные действия, проявляет ли самостоятельность. После каждого задания составляется таблица, куда вносятся результаты, указывающие на состояние тех или иных функций ребёнка. На этом этапе занятия проводят несколько педагогов: специалист по сенсомоторной коррекции, учитель-дефектолог и нейродефектолог.
Общая продолжительность занятия 30-35 минут. Предлагаем вам фрагмент занятия:
Педагог: Дети, посмотрите, пожалуйста, где мы находимся. Это комната с игрушками. Мы сегодня с вами поиграем с мешочками. Возьмите себе по одному мешочку. (Педагог достаёт корзину с мешочками, каждый ребёнок берёт себе один.) Все взяли? Попробуем теперь с вами удержать мешочек на голове. Положите его на голову, руки – в сторону, а мешочек постарайтесь удержать. Получилось?
Дети: Да.
Педагог: А теперь попробуйте закрыть глаза и удержать равновесие. (Дети пробуют. Если не получается, педагог помогает.)
Варианты усложнения:
- Ходьба с мешочком на голове с открытыми глазами.
- Ходьба с мешочком на голове с закрытыми глазами (2 шага вперёд, 2 – назад).
Игра «Тактильный шарик» для детей с низкой сенсорной чувствительностью. Педагог с ребёнком садятся на ковёр в любом из блоков комнаты. Педагог кладёт по одежду ребёнку мячики различной текстуры. Ребёнок достаёт мячики. На начальном этапе этой игры приходится надавливать на мячики, чтобы малыш почувствовал их. В дальнейшем он будет сразу находить мячики и доставать их.
Игра «Солнечный зайчик» для детей со средней сенсорной чувствительностью. Педагог даёт ребёнку в руки карманный фонарик и просит его посадить «зайчика» на другого ребёнка, остальные участники должны взглядом проследить за движением «зайчика» и назвать место, куда он «сел».
Игра «Музыка мира» (звуковой блок) для детей с высокой сенсорной чувствительностью. Для этой игры необходимы вибрирующие звуковые кровати (твёрдая и мягкая). На начальном этапе ребёнка помещают на мягкую кровать, внутри которой встроены низкочастотные колонки, издающие звуковые композиции. Композиции подбираются индивидуально. По мере привыкания ребёнка к вибрационным колебаниям, музыка изменяется – от релаксирующей до стимулирующей. После того как воспитанник адекватно реагирует на стимулирующие звуковые композиции, игра переводится в область твёрдой музыкальной кровати и музыкальные композиции уже воспринимаются ребёнком по-другому. Цель игры считается достигнутой тогда, когда малыш спокойно реагирует на изменяющиеся звуковые композиции. После этого этапа возможна игра «Тактильный шарик» или «Солнечный зайчик».
Во время игр улучшаются не только тактильные возможности детей, но и повышается осознание ребёнком собственных движений. В работу по психомоторному развитию детей с РАС включается несколько направлений: во-первых, выполняя упражнения по сенсомоторному развитию улучшается восприятие пространственных и качественных свойств предметов, во-вторых, у ребёнка во время игр развивается социальное восприятие, в-третьих, ребёнок развивается в продуктивной деятельности через сенсорное взаимодействие с различными материалами.
III этап заключающий – это возможность работы ребёнка в группе. Группы формируются в зависимости от возможностей детей. На этом этапе используются все блоки комнаты в зависимости от целей, поставленных педагогами и потребностей детей. Работа в комнате сенсорной интеграции помогает включиться в обучающий процесс и перенести полученные знания на другие виды деятельности (логопедические, коррекционные занятия). Фрагмент занятия:
Педагог: Ребята, здравствуйте. Мы с вами много занимались в нашей комнате, а теперь я вас хочу спросить, с каким бы материалом вы сегодня хотели бы позаниматься. (В зависимости от ответов детей, они делятся на подгруппы. Педагог обращается к каждой подгруппе, например, их может быть 2 или 3, и даёт инструкцию.) Кто выбрал упражнение с обручем? Вам нужно положить четыре обруча друг за другом и выполнить прыжки на одной ноге в обруч и из обруча 4 раза.
Вадим Федышин, студент магистратуры МГППУ
факультета «Клиническая специальная психология»
кафедры «Специальное (дефектологическое) образование»
учитель по двигательной реабилитации ОАНО «Школа Подсолнух»
Рекомендуем почитать
- Сложи картинку - реши пример!
- Выставка Kids Russia
- Время, проведённое с пользой и удовольствием!
- Космическое путешествие
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии