"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Дымковский наряд для барыни
Мастер-класс предполагает активное взаимодействие всех участников, поэтому такой формат совместных встреч для нас предпочтительнее. У родителей и детей складывается совместный опыт занятия творчеством, что позволяет почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом. Также это замечательная возможность побывать на занятии своего ребёнка, увидеть разнообразие деятельности детей в саду.
Цель: познакомить детей с изобразительными средствами создания традиционного дымковского орнамента.
Обучающие задачи: расширять представления о художественных промыслах, учить создавать дымковский орнамент, работая в паре «ребёнок-взрослый», использовать технику отпечатывания штампами, рисования ватными палочками.
Развивающие задачи: развивать внимание, память, образные представления, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русским традициям.
Оборудование: магнитная доска, аудио магнитофон, интерактивная доска, фильм о проведённой предварительной работе в группе.
Демонстрационный материал: выставка дымковских игрушек, альбом С. Вахринцевой «Учимся рисовать. Дымковская игрушка», плоскостные дымковские фигуры на магнитах (барыня, мужик), несколько примеров дымковских узоров, набор для творчества «Дымковская игрушка».
Раздаточный материал: вкладыши для создания орнамента (белые листы 20х20 см с нарисованной клеткой), гуашь синего, красного, оранжевого, жёлтого, малинового, голубого, изумрудного, зелёного и чёрного цветов (традиционны для дымковской росписи), кисти, штампы, ватные палочки, различные декоративные наклейки.
Предварительная работа
- Экскурсия на выставку дымковских игрушек. Рассматривание иллюстраций дымковской игрушки, образцы росписей, прослушивание русских народных мелодий
- Дидактическая игра «Дымковский узор». Составить узоры на лоскутах белой хлопчатобумажной ткани, используя прямую и волнистую тесьму дымковских цветов, а также - заламинированные образцы дымковских узоров
- Раскрашивание дымковского коня (плоскостное изображение), индюка (готовая форма для росписи). Украсить элементами дымковской росписи - лепестки и точки, учились самостоятельно составлять узор
- Лепка дымковской уточки. Знакомство с глиной, её свойствами, украшение игрушки дымковскими элементами
- Раскрашивание дымковским узором юбки для кукол. Учится составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, прямых и волнистых линий) на ткани, используя образец или придумывая свой
- Игра в лото «Дымковские игрушки». Подбор элементов, которые используются в росписи
- Расписывание снежной барыни красками. Вылепливание из снега барыни, украшение дымковскими узорами по выбору детей
- Русская народная игра «Гори, гори ясно». Игра в народную игру, знакомясь с атмосферой праздника Свистопляски, который сопровождался продажей глиняных кукол
- Собирание пазлов «Дымковские игрушки». Собирая пазлы, дети лучше запомнят игрушки и элементы народного промысла
Этапы создания заготовки для открытки:
Центральным элементом основы является изображение барыни на титульной стороне. Для его создания берём акварельный лист и тонируем смесью жёлтой и белой гуаши таким образом, чтобы получился нужный оттенок кожи, наносим простым карандашом контур барыни (от головы до нижней части жакета) и вырезаем её.Получившуюся фигуру раскрашиваем: рисуем ярко-алые кокошник и жакет с золотой окантовкой и белым узором, волосы каштанового цвета и зелёные с золотым, серьги каплевидной формы. Руки не прорисовываем.
Особое внимание уделяем лицу барыни: глаза, щёки, рот и нос обозначаем точками, как это делается в дымковских игрушках. Брови обозначаем полукругами. Готовое изображение приклеиваем к плотному листу цветной бумаги.
Основа каждой заготовки - картон и плотная цветная бумага с нарисованной барыней, которые следует соединить вместе степлером по верхней короткой стороне листа. Юбочку вырезаем по контуру таким образом, чтобы был виден задний фон (на месте юбочки образуется окошко).
В основании заготовки клеем прикрепляем гармошку, которую складываем из листа бумаги по короткой стороне (в 4 сложения) и отрезаем лишнее. Гармошка позволяет вставлять несколько вкладышей, если нужно.
Вкладыши для создания орнамента. Каждый лист бумаги для акварели обрезаем до размера 20х20 см. Расчерчиваем на нём простыми карандашом клеточки размером 5х5 см. Вставляем вкладыш в основу – между цветным листом с изображением барыни и картоном.
Украшаем барыню. Вспоминаем, из чего может состоять дымковский орнамент, как рисовать его элементы. По расчерченным линиям клеточек краской наносим цветные линии. Линия рисуется слева направо и сверху – вниз. Волнистую линию сначала пробуем «нарисовать» в воздухе, вспоминая движения руки. В образовавшихся клеточках создаём повторяющийся рисунок. Большие элементы рисунка наносим штампами (круги), средние – кисточкой (лепестки), маленькие – ватными палочками или обратной стороной кисточки (точки).
В конце занятия родители вместе с детьми могут украсить барыню наклейками.
Анна Фёдорова, воспитатель детского сада
АНО «Павловская гимназия»
деревня Веледниково, МО
Рекомендуем почитать
- Школьные ранцы и рюкзаки компании ACROSS – это стиль, оригинальность дизайна, высокое качество, комфорт!
- Игры и игрушки — из России в Европу
- Василиса-рукодельница
- Кукольный цех
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии