"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Научи меня слышать и слушать
При работе с детьми, у которых по каким-либо причинам имеется нарушение физического слуха, необходимо в первую очередь научить ребёнка распознавать звуки окружающей его действительности. Это осложняется особенностями патологии ребёнка, поэтому нам нужно максимально задействовать компенсаторные возможности головного мозга. Учитывая, что основная деятельность дошкольника – игровая, то и работу по развитию слухового восприятия нужно осуществлять в игре.
При разработке игр, нами учитывались следующие направления в работе по формированию слухового восприятия. Во-первых, нужно, чтобы у ребёнка выработался условно-двигательный ответ нервной системы на звук; во-вторых, обязательно развивать фонематический слух, причём сначала проводить дифференциацию на неречевых звуках, а потом постепенно приучать различать фонемы родного языка.
То, что в нормальном онтогенезе развивается само собой, при нарушенном развитии требует коррекции. Поэтому так важно научить ребёнка сосредотачиваться на звуке. И чем раньше будет начата работа, тем успешнее будет результат. Целью всех игр, направленных на коррекцию слуха, является обучение детей воспринимать, анализировать и синтезировать разнообразные звуки. Игры-упражнения проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов или звукоусиливающей аппаратуры.
Начинать коррекционно-развивающую работу со слабослышащим ребёнком надо с выработки условно-двигательной реакции на звук. Ребёнку предъявляется табличка-подпись «Будем слушать». Перед ним на столе стоит коробка с кубиками. В руках у учителя-дефектолога барабан. Ребёнку предлагается послушать звучание барабана. Педагог даёт инструкцию выполнения по показу. Ударяет палочкой по барабану, вместе с рукой ребёнка берёт один кубик из коробки и ставит на стол (это действие повторяется два-три раза). Затем педагог снова палочкой ударяет по барабану. В ответ ребёнок самостоятельно должен взять один кубик из коробки и поставить на стол. Как только воспитанник научится чётко выполнять данное упражнение слухо-зрительно, переходим к восприятию звуков на слух. Для этого педагог встаёт за спиной ребёнка или использует ширму.
Игра «Разноцветный оркестр»
Цель игры: научить ребёнка различать и обозначать звучание различных музыкальных инструментов при выборе из пяти; в ответ на звучание выполнять соответствующие действия, указывать на музыкальный инструмент и правильно подбирать табличку-подпись.Оборудование: музыкальные инструменты-игрушки (пианино, дудка, гармошка, металлофон, барабан), соответствующие картинки с изображением музыкальных игрушек, таблички-подписи с названиями инструментов, ширма.
Ход игры. Сначала предлагаем ребёнку рассмотреть музыкальные инструменты, находящиеся на столе. Знакомим со звучанием каждого из них, прочитываем названия по табличкам-подписям. Предлагаем ребёнку самому поиграть на инструменте. На начальном этапе учитель-дефектолог просит воспитанника в ответ на звучание музыкального инструмента выполнять соответствующие движения. Например, под звучание барабана – ребёнок шагает; под звук дудки – произносит звук «У» и имитирует пальчиками игру на дудке; под звук гармошки – руки на поясе и повороты в стороны и так далее. Движения могут быть разнообразными. Такой вид работы первоначально осуществляется на слухо-зрительной основе, то есть ребёнок видит педагога, его действия и одновременно слушает. Как только малыш уверенно овладел таким навыком, можно переходить только к словесной инструкции без опоры на наглядность.
Когда ребёнок уже хорошо научился различать музыкальные инструменты на слух, начинаем предъявлять те же звуки, но уже с постепенно увеличивающимся расстоянием. В ответ на услышанное, ребёнок показывает соответствующую картинку с изображением и подкладывает табличку-подпись с названием музыкального инструмента.
Игра «Звук действия»
Цель игры: научить ребёнка различать и опознавать на слух темп звучания, находить и называть соответствующую картинку.Оборудование: три картинки с действиями (идёт, бежит, прыгает), бубен (можно использовать любую музыкальную игрушку), таблички-подписи, ширма.
Ход игры. Ребёнку поочередно предъявляются картинки с изображением действия детей. Например, «Девочка прыгает», «Мальчик идёт», «Мальчик бежит». Педагог задаёт вопрос: «Что делает?» Каждому действию соответствует определённый темп звучания игрушки. Когда показываем картинку «Мальчик идёт», то удары в бубен будут ритмичные, если «Мальчик бежит» - быстрые потрясывающие движения бубна, при предъявлении картинки, где «Девочка прыгает» - удары будут отрывистые с интервалом. Таким образом, ребёнок сначала упражняется слухо-зрительно различать звучание бубна и показывать соответствующую картинку, затем на слух (за ширмой). Более сложным вариантом для ребёнка будет определение звучания бубна без опоры на картинку. Услышанное ребёнок должен обозначить словом или выбрать подходящую табличку. Звуки предъявляются воспитаннику с постепенным увеличением расстояния до источника звучания.
Помимо музыкальных инструментов при работе над фонематическим слухом можно использовать любые звучащие игрушки и даже предметы быта, например, посуду, столовые приборы, шкатулки и так далее. Можно изготовить самим звучащие яички, когда в пластиковые контейнеры от киндера-сюрприза насыпаются различные сыпучие вещества (песок, крупа, вода и прочее).
Игра «Потерялись малыши, где их мама покажи!»
Цель игры: научить ребёнка находить нужную картинку детёныша животного и его маму по высоте или громкости произнесения речевых гласных звуков.Оборудование: деревянный планшет с вкладышами животных и их детёнышей (мышка (и), мишка (э), волк (у), тюлень (о), ёж (ы), обезьяна (а).
Ход игры. Ребёнку сначала нужно найти всех детёнышей животных в зависимости от произнесённого гласного звука взрослым высоко и не очень громко и вставить их изображения в планшет, затем взрослых особей. На протяжении всей игры взрослый контролирует правильность выполнения задания.
Ольга Соловьёва, учитель-дефектолог
ГБОУ «Школа №183», г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии