"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Эмоции
Цель: помочь детям управлять своими эмоциями.
Развивающие задачи:
- развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями;
- закрепление знаний об эмоциях/чувствах, способах их выражения (слова, мимика, жесты);
- развитие сплочённости детского коллектива.
Вводная часть
(Дети сидят на стульях кругом в игровой зоне.)Психолог: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте, Татьяна Александровна.
Психолог: Сегодня мы с вами начинаем наше путешествие по Миру Эмоций: вспомним какие эмоции или чувства мы знаем, как можно их показать, выразить другим людям, поиграем и даже подберём эмоциям лица. Хотела у вас спросить, вы меня рады видеть?
Дети: Да.
Психолог: Давайте вместе улыбнёмся, ведь это значит, что мы с вами рады нашей встрече! Улыбнитесь не только мне, но и друг другу! Молодцы! А представьте себе, что вы разбили любимую мамину или папину чашку, как вы думаете, мама или папа расстроятся? Давайте покажем теперь на лице грусть и можно даже понарошку поплакать. Получилось?
Дети: Да.
Психолог: Отлично! А сейчас мы с вами ещё раз поздороваемся, но необычным способом: здороваться друг с другом мы будем руками и молча, но с выражением разных эмоций на лице: с грустью, с злостью, со страхом, радостью и так далее. (Дети берутся за руки, жмут их друг другу, изображая при этом те эмоции, которые называет психолог.)
Основная часть
(Опрос детей и упражнение «Покажи или вырази эмоцию с помощью слов, мимики, жестов».)Психолог: Ребята, вспомните, что же такое эмоция?
Дети: Это то, что чувствует человек по отношению к себе, к другим и к миру в целом.
Психолог: А какие эмоции вы знаете? (Дети называют разные эмоции, психолог, если это необходимо, подсказывает им.)
Психолог: При помощи чего мы с вами выражаем наши эмоции, как показываем их другим людям?
Дети: При помощи слов, мимики и жестов.
Психолог: Как мы выражаем свои эмоции при помощи слов, приведите примеры? (Дети показывают.) Что такое мимика, как мы выражаем наши эмоции при помощи её? Что происходит с лицом человека, когда у него появляется мимика на лице?
Дети: Мимика – это выражение лица, отражающее настроение человека. (Дети показывают.)
Психолог: Что такое жесты?
Дети: Жесты – это движения тела, рук, ног, с помощью которых человек что-то сообщает кому-то. (Дети показывают. Психолог хвалит детей за правильные ответы и показ или выражение эмоций при помощи слов, мимики и жестов.)
Психолог: Дети, давайте поиграем в игру «Сломанный планшет». Дело в том, чин перестал показывать правильные смайлики. Одному из вас даётся карточка с каким-либо смайликом, вы эту карточку никому не показываете, а только с помощью мимики объясняете следующему игроку, какой смайлик у вас. А чтобы было интересней, мы разделимся на две команды. (Дети делятся на две команды поровну. Игра проводится три раза.) Вам понравилась игра?
Дети: Очень.
Психолог: Тогда мы просто обязаны поиграть ещё в одну игру «Весёлые бусинки». Каждый ребёнок на время должен превратиться в грустную или весёлую бусинку. На счёт «раз-два-три, бусы собери» вы все должны встать на два каната, которые лежат на ковре перед вами, таким образом, чтобы на одном канате стояли только грустные , а на другом только весёлые. (Игра проводится три раза.) Дети, посмотрите на доску, что вы на ней видите? (На доске изображены три репродукции картин К. Маковский «Боярышня», Э. Верон «Дама с букетом», Ф. Хальс «Смеющийся мальчик».)
Дети: Картины.
Психолог: Скажите, как называется картина, на которой изображено лицо человека?
Дети: Портрет.
Психолог: Молодцы! Внимательно рассмотрите все три картины и скажите, на каких портретах художник с помощью кисти изобразил улыбку, грусть, задумчивость? (Ответы детей.) Давайте придумаем историю, почему на вот этой картине, (психолог показывает на картину «Смеющийся мальчик»), мальчик смеётся?
Ребёнок 1: Потому что ему купили мороженое.
Ребёнок 2: Мальчик смеётся потому, что они с мамой решили пойти в зоопарк.
Ребёнок 3: Потому, что рад весеннему солнышку.
Психолог: Всё верно, причин для радости может быть великое множество, но иногда люди грустят. Скажите, пожалуйста, что нужно делать, если рядом с вами загрустил человек?
Ребёнок 1: Рассмешить его.
Ребёнок 2: Если человеку грустно, его можно обнять.
Ребёнок 3: Поговорить можно.
Психолог: А теперь мы с вами превратимся в художников и будем создавать портреты с помощью бумаги, клея и деталей из бумаги. (Проводится аппликация «Подбери эмоции лицо».) Ребята, посмотрите на ваши листы, на них изображены 4 круга, это будущие лица эмоций: радости, грусти, страха и злости. Рядом с вами также находятся части этих лиц: глаза, рты, носы. Ваша задача – подобрать для каждой из названных мною эмоций своё лицо: свои глаза, свой рот и так далее, и приклеить их на соответствующее им место. (Дети выполняют задание, если у них возникают вопросы, психолог отвечает на них. Также психолог уточняет, что тот, кто всё сделает, сдаёт ему свою работу, прибирает своё рабочее место, идёт и садится на ковёр, ждёт остальных.)
Для каждого ребёнка понадобятся:
- лист белой бумаги формата А4, с изображением четырёх кругов (лиц эмоций);
- части лица из бумаги (глаза с бровями, рты, носы);
- клей;
- кисточка;
- клеёнка для аппликаций;
- простой карандаш.
Заключительная часть
Психолог: Дети, вы не забыли про ритуал прощания? Мы снова играем в «Салют»: все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу «один-два-три», все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком: «Ура!».
Татьяна Климова, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1799 г. Москвы
Рекомендуем почитать
- Советские игрушки
- И стилист, и визажист!
- Мотороллер
- Международная специализированная выставка «Kids Russia & Licensing World Russia 2024» – знаковое событие рынка детских товаров и лицензионной индустрии
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии