"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
У каждого возраста – свой Пушкин
Сценарий музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству А.С. Пушкина
Задачи:
- продолжать формирование у детей любви к родному языку, обогащение словарного запаса;
- через эмоциональное восприятие сказок Пушкина подвести детей к пониманию связи между художественным словом и музыкой;
- развивать умение соотносить образцы музыки и художественного слова;
Оформление и оборудование: (на дальнем занавесе) дуб, царь Кащей, ступа с бабой Ягой, избушка на курьих ножках, белочка с орешком, месяц со звёздами, мальчик и девочка в русских костюмах, море из голубой и синей ткани, золотая рыбка; 7 мисочек для сортировки орехов (грецкие, фундук неочищенный, арахис неочищенный и акриловые камушки, как изумруды). Телевизор, музыкальный центр, шкатулка (ларец) для кота с текстом-путаницей из разных сказок. Столик с портретом А.С. Пушкина, три свечи в старинном подсвечнике, она свеча с лампочкой вместо языка пламени, ваза с красными гвоздиками. Музыкальная фото презентация «Пушкин в музыке».
Фонограммы: на выход кота – «Если вы не так уж боитесь Кащея...»; песня «Учёный кот»; русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»; «Богатырская сила»; фонограмма для игры «Перебери орешки»; фонограмма «Крик лебедя у воды» и фонограмма на выход и танец Царевны-Лебедь, В.И. Темнов «Палех». (На телеэкране включается музыкальная фото презентация «Пушкин в музыке». Хозяйка салона, одетая в белое бальное платье выходит в зал, держа в руке подсвечник со свечами, хозяйка подходит к столику и зажигает свечу, стоящую у портрета Пушкина.)
Хозяйка гостиной: Друзья мои, я приглашаю вас на вечер памяти Александра Сергеевича Пушкина в литературную гостиную. Гостиная, салон – это была самая распространённая форма общественной жизни в XIX веке. В салонах было принято обсуждать государственные и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьёзными беседами. В одном из своих стихотворений Пушкин спросил: «Скажи, есть память обо мне. Есть в мире сердце, где живу я?» Конечно же есть, Александр Сергеевич. И не одно сердце. Нас сегодня собралось много: дети, взрослые, а значит, что у каждого возраста в сердце – свой Пушкин. (Презентация выключается, выходят пять детей, читают посвящение к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Дети садятся на свои места, появляется учёный кот, садится под дуб (декорация на занавесе) и роется в ларце/шкатулке.)
Хозяйка гостиной: Многоуважаемый учёный кот, не соблаговолите ли вы сказать нам, что вы так нервно ищите?
Кот: Мяяяууу! Я пытаюсь навести порядок в этой шкатулке со сказками Александра Сергеевича, но все сказки перепутались и в моей волшебной сказочной шкатулке просто какой-то ералаш, какой-то салат из сказок. Не поможете, мяяяууу!?
Хозяйка гостиной: Конечно поможем, с удовольствием! (Берёт шкатулку. В шкатулке приготовленный текст-путаница из разных сказок. Кот и ведущая поочерёдно зачитывают отрывки из сказок, а дети помогают вспомнить название сказки.)
Говорит старуха деду:
- Принеси мне рыб к обеду!
На рыбалку он пошёл,
Перед этим сети сплёл.
Раза два ходил напрасно,
Лишь на третий повезло -
Вместо тины он, несчастный,
В сетях золотку нашёл.
Рыбка вся переливалась,
Деда очень испугалась
И взмолилась то же час:
- Я красивой родилась!
Зеркальце, скажи ты мне,
Есть хоть кто-то наравне?
А когда сказала это,
Царь спросил её ответа:
Будет ли ему женой?
Станет ли ему судьбой?
А с приходом ноября
Родила б богатыря! (Кот благодарит за наведение порядка в сказках и ставит свою шкатулку под дуб. Берёт большую книгу и выходит, будто читает в центр зала. Дети встают вокруг него в круг. Дети исполняют песню с элементами танцевальных движений «Учёный кот». После песни змейкой, под последний проигрыш дети уходят на места. Кот ложится под дуб.)
Хозяйка гостиной: По-гречески имя этого человека означает «защитник людей». Родился он 6 июня 1799 г. в Москве. О ком это я говорю, ребята?
Дети: Об Александре Сергеевиче Пушкине!
Хозяйка гостиной: Молодцы, конечно же о нём! Отец Пушкина был офицером гвардии, майором. Сам Александр Сергеевич, когда стал взрослым и получил образование, служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. Жизнь поэта была непростой. Царь сердился на поэта за его смелые и откровенные стихи и отправлял Пушкина в наказание подальше от Москвы и Санкт Петербурга. О! Петербург! Город, основанный на воде великим царём Петром 1. (Ребёнок читает отрывок из поэмы Пушкина «Медный всадник» - «Люблю тебя, Петра творенье».)
Кот: Дети, я вам сейчас буду загадывать загадки, слушайте внимательно!
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растёт? (Ель.)
Дочка царская живёт
У семи богатырей.
А кого царевна ждёт?
Вспоминайте поскорей! (Елисея.)
Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям - подспорье в море. (Ветер.)
Кот: А знаете ли вы три чуда из «Сказки о царе Салтане»?
Хозяйка гостиной: Знаем, вот послушай! (Ребёнок читает отрывок из «Сказки о царе Салтане…» про белку. Звучит фонограмма «Во саду ли, в огороде». Исполняется танец белочки с платочком.)
Кот: Ребята, а у белочки все орешки-то перемешались. Помогите белочке разобрать орешки. (Игра «Разбери орешки для Белочки»: дети соревнуются, кто быстрее рассортирует грецкие орехи, арахис, фундук и изумруды (акриловые камушки) по мискам. Участвует 3 ребёнка.)
Кот: Белка с орешками и изумрудами – это первое чудо. А второе? (Ребёнок читает отрывок про 33 богатыря. Звучит фонограмма «Богатырская наша сила», 8 мальчиков выполняют упражнения-перестроения «Тридцать три богатыря и дядька Черномор».) Какое же третье чудо? (Ребёнок читает отрывок про лебедя. Звучит фонограмма «Крик лебедя», далее музыка на выход Царевны-Лебедь (В.И. Темнов «Палех»)
Хозяйка гостиной: Александр Сергеевич Пушкин не писал свои произведения специально для детей, но как же много в его сказках волшебства, справедливости и чудес.
Для нас он - главный педагог!
Хозяйка гостиной: Его запомним навсегда
И не забудем никогда!
Елена Васильева, воспитатель
высшей кв. категории
ДО ГБОУ Школа№1550, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Книги или интернет – за и против
- Привычные материалы - современные идеи!
- Ярмарка детских товаров
- Выбираем компьютер для дошколёнка
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии