"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
«Разноцветные круги» В.А. Кайе (развивающая предметно-игровая среда)
Игровой набор позволяет решить задачи по формированию представлений:
- о форме предметов, пропорциональности входящих в состав целого частей, симметрии и асимметрии;
- о возможности разных проекций одного предмета в зависимости от положения относительно наблюдающего его человека;
- о сущности понятий «устойчивость», «неустойчивость», «гравитационная вертикаль».
- метрических представлений и глазомера;
- объёмно-пространственного и ассоциативного мышления;
- сенсомоторных координаций и навыков ориентировки в пространстве;
- точности и ловкости движений играющего;
- проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна;
- воображения, фантазии, архитектурно-художественного вкуса и чувства гармонии, инициативы в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников.
Эта дидактическая и игровая система служит для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3-х до 11-и лет. Её вариативность проявляется в возможности установить каждый элемент на плоскости горизонтально и вертикально; по-разному расположить в пространстве 2, 3 и более кругов, создать из них множество геометрических рисунков и фигур при соединении боковыми поверхностями или расположении на некотором расстоянии. Дети экспериментируют и изобретают конструкции, применяя одинаковые или разные по цвету мягкие круги, имеющиеся в большом количестве. Это программируется универсальными свойствами выбранной нами формы игровых элементов, которая позволяет располагать их особым образом на плоскости, в пространстве и по отношению друг к другу. Сами элементы могут быть выполнены из разных материалов и могут быть разных размеров. Но в один набор должны входить элементы из одного материала и размера.
Экспериментируя, дети познают следующие функциональные возможности входящих в игровой набор элементов:
- на горизонтальной плоскости каждый круг может быть установлен устойчиво и неустойчиво;
- лежащие на горизонтальной поверхности круги можно свободно по ней передвигать, но катать, как колесо, можно только вертикально ориентированные;
- элементы можно устанавливать вплотную друг к другу или на некотором расстоянии;
- круги могут быть использованы в качестве опоры для другого элемента;
- каждый элемент можно установить на другой соосно или со сдвигом;
- предложенное множество разноцветных кругов позволяет создавать модули;
- из модулей можно создавать композиции, которые легко изменять и развивать в любую сторону; можно создавать композиции больших размеров;
- в одной композиции могут быть использованы одинаковые или разные по цвету круги и соразмерные им игрушки;
- можно легко и быстро убрать элементы по окончании игры или наблюдать конструкцию с разных точек обзора, обсуждать её, высказывать мнения, делится ассоциациями, приходящими мыслями.
«Разноцветные круги» В.А. Кайе прекрасно подходят для решения в игровой форме традиционных дидактических задач, среди которых сборка конструкций по заданию взрослого или по примеру, приведенному во входящем в набор методическом пособии. Но возможна постановка и новых задач: зарисовать собранные конструкции с разных точек обзора в виде проекций на разные плоскости (вид спереди, сбоку, сверху, сзади,) с сохранением пропорций; развить их в горизонтальной плоскости в 4-х направлениях (вперёд, назад, вправо и влево), а также в вертикальной плоскости или в обеих сразу; применить подсветку конструкций и понаблюдать за тенями от них.
На физкультурных занятиях круги используют для построения лабиринта, по которому надо пробежать, в качестве эстафетной палочки или вёшки для обозначения старта, финиша и места разворота, а также цели при бросании, метании или качении. Например, при выполнении упражнения «Попади в цель» целью может другой круг, коробка, тазик или любая фигура, обозначенная лежащей на полу веревкой. Попадая в одну цель или в несколько, круги бросают под разным углом с разного расстояния. Правила игры также предусматривают вариативность: попасть всеми кругами в одну цель или попасть разными кругами в большее количество целей.
При проведении игры «Кто быстрее?» детям предлагают построить из кругов столбик или дорожку.
Результаты занятий с игровым набором «Разноцветные круги» В.А. Кайе вызывают у детей эстетические чувства и положительные эмоции. В зависимости от возраста и уровня развития детей им предлагают задания в широком диапазоне сложности. Авторская развивающая предметно-игровая среда может быть использована педагогами в группах продленного дня, на занятиях в детском саду или на уроках в школе, а также в коррекционной и госпитальной педагогике, в реабилитационной практике для детей с ОВЗ.
Виктор Кайе, инженер-изобретатель
уникального дидактического материала
Рекомендуем почитать
- Корова молоко даёт
- Мы на портале поставщиков
- Екатерина Ковская: «Сыну интереснее конструкторы, чем планшет»
- Изучаем языки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии