"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
«Ахи-страхи» на дне морском
Цель: предупредить появление страха темноты у детей.
Задачи: познакомить родителей с педагогическими средствами преодоления негативных переживаний и символического уничтожения страхов; развивать творческое воображение дошкольников в художественно-продуктивной деятельности; оптимизировать детско-родительские взаимоотношения.
Оборудование: мультимедиа установка, экран; грот из спортивных стоек, воздушных шаров и висящих лент; тоннель для пролезания; «морское дно» из песка и ракушек.
Демонстрационный материал: аквариум с золотой рыбкой; презентация «Рыбка Ариэлла»; аудиофайлы «Звуки природы», спокойная музыка; игровой модуль «Сенсино».
Раздаточный материал: 10 фонарей; чёрные морские камушки; гуашь, кисти, ёмкости с водой, салфетки, чёрная бумага формата А5.
Ход тренинга
(Дети и родители входят с психологом в зал.)Психолог: Уважаемые участники, сегодня я хочу познакомить вас с необычной гостьей и рассказать её удивительную историю. (Психолог привлекает внимание присутствующих к золотой рыбке в аквариуме.) Хотите послушать? (Получив согласие детей и родителей, психолог рассказывает и демонстрирует иллюстрирующие содержание слайды.)
Рыбка Ариэлла живёт в море вместе с другими его обитателями. Они целый день плавают, играют в прятки и догонялки. Когда наступает ночь, все заплывают под водоросли и засыпают. Ариэлла очень боится темноты, поэтому засыпает задолго до её наступления. Сегодня рыбку пригласили на день рождения. На празднике гости будут петь, веселиться и танцевать. А ещё будет торт и праздничный салют. Ариэлле очень хочется посмотреть на него, но салют бывает вечером, когда темно. Рыбке страшно плыть на день рождения одной, она очень боится темноты и теперь грустит в одиночестве. Как вы думаете, мы сможем ей помочь? (Дети и взрослые высказывают предположения.)
Психолог: Может быть, мы проводим нашу гостью на праздник? (Присутствующие соглашаются помочь рыбке.) В пути с нами могут случиться непредвиденные приключения, поэтому нужно запомнить важное правило: мы должны быть дружными, поддерживать друг друга и никогда не бросать в беде. (Участники тренинга встают в круг. С ними проводят ритуал вхождения в сказочную ситуацию - упражнение «Если что, я с тобой!».)
Что за чудо-чудеса –
раз рука и два рука. (Поднимают вверх сначала одну руку, потом другую.)
Вот ладошка левая,
вот ладошка правая. (Смотрят поочередно на ладони.)
И скажу вам, не тая:
руки всем нужны, друзья. (Вытягивают руки вперёд.)
Сильные руки
не бросятся в драку, (Согнутые в локтях руки разводят в стороны.)
Добрые руки
погладят собаку. (Поочередно гладят одной рукой другую.)
Умные руки
умеют лечить, (Гладят ладонями щёки.)
Чуткие руки
умеют любить. (Берутся за руки и по очереди, по кругу, говорят друг другу: «Если что, я с тобой!».)
Психолог: Теперь мы готовы, пора отправляться в путь. (Взрослые и дети идут по залу, затем под звуки прибоя с ними проводят упражнение «Море».) Смотрите, волшебное море! Сейчас мы войдём в него. Заходить будем постепенно: сначала опустим в воду одну ногу, затем другую. Чувствуете, как стало приятно от воды? Теперь присядем, сложим руки лодочкой и нырнём в море через волшебный грот! (Участники тренинга по очереди проходят через «грот».) Перед нами препятствие - тёмный тоннель. Что сделать, чтобы в тоннеле было не страшно? Любую темноту можно победить с помощью света. Ребята, оглянитесь вокруг, может быть, вы увидите, что может нам помочь. (Дети находят фонари.) Кто проберётся сквозь этот волшебный тоннель, двигаясь на свет фонаря, тот навсегда избавится от страха темноты! (Каждый родитель светит в конце тоннеля фонарём, пока его ребёнок преодолевает препятствие. После встречи всех детей с родителями в зал входит Тётушка Темнота.)
Темнота: Здравствуйте, я Темнота. Живу в подводном царстве. Зачем ко мне пожаловали? (Дети говорят, что провожают рыбку.) Знаю, где сегодня будет праздник, и могу показать вам дорогу. Но прежде поиграйте со мной. Нужно убедиться, что вы смелые, дружные и совсем не боитесь темноты!
Психолог: Нет, не боимся.
Темнота: А как же тени!? В темноте очень страшные тени!
Психолог: Тени бывают от каких-то предметов. Важно понять, что даёт тень. Наши ребята и родители очень сообразительные, их не испугаешь.
Темнота: Сейчас это и проверим! (С помощью игрового модуля «Сенсино» с детьми проводят игру «Чья тень?».)
Темнота: Знаете ли вы, что тени можно создавать самим? Хотите научиться? (Участники выражают согласие. Их обучают показу на экране теневых фигур с помощью рук.)
Темнота: Теперь я за вас спокойна. Вы не испугаетесь никаких теней! За смелость я провожу вас на праздник. (Дети и взрослые подходят к столу, стилизованному под морское дно.)
Психолог: Друзья, рыбка преодолела вместе с нами все препятствия, теперь она сможет веселиться со своими друзьями и ничего не бояться. Ей больше не придётся дрожать от страха в одиночестве. Предлагаю закопать все свои страхи здесь, на морском дне, чтобы навсегда избавиться от них. Согласны? (Участники тренинга выражают согласие. Им предлагают выбрать чёрный морской камешек, сжать его в руке и повторить за психологом волшебное заклинание. Зарядку позитивного внушения «Мне ничего не страшно с другом» проводят под «Звуки моря». Дети и взрослые символически избавляются от страхов, закапывая камешки в песок.)
Темнота: Как интересно! Дорогие дети и родители, спасибо за то, что поиграли со мной. Теперь предлагаю из страшного, чёрного и некрасивого листочка сделать яркую и красивую картинку. Хотите? (Все выражают желание, проходят за столы и выполняют задание «Раскрась темноту». Художественно-продуктивная деятельность сопровождается музыкой.)
Психолог: Морские приключения – это очень здорово, но пришло время проститься с морем. (С участниками тренинга проводят ритуал выхода из сказочной ситуации.) Вам понравилось наше путешествие? Желаю всем бодрого настроения! До скорой встречи!
Валентина Каширина, педагог-психолог
Елена Перегудова, педагог доп. образования
МКДОУ Д/с № 5, г. Нововоронеж
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии