"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
На лесной опушке
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: автоматизировать звук [ш] в словах и фразах.
Обучающие задачи: автоматизировать звук [ш] в словах и фразах; формировать навыки слогового и звукового анализа, словообразования и употребления уменьшительно-ласкательной формы имён существительных, словоизменения и употребления имён существительных единственного числа в родительном падеже, восприятие и понимание художественного слова, музыкальных произведений; упражнять в умении импровизировать под предложенную музыку.
Развивающие задачи: формировать познавательную мотивацию; развивать любознательность, мыслительные операции анализа и обобщения; совершенствовать зрительно-двигательную координацию, навык закрашивания карандашом контурных изображений.
Воспитательные задачи: воспитывать умение давать самооценку своей деятельности, при выполнении заданий общаться и взаимодействовать со взрослыми, сверстниками.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, наборное панно.
Демонстрационный материал: презентация «На лесной опушке», предметные картинки: заяц, волк, медведь, муравей, петушок, кошка, лягушка, мышь, лошадка, матрёшка, неваляшка, кошелёк, машина, сушки, подушка, Чебурашка, клюшка, санки, совок, кукла, кубики; фигурки животных из настольного театра: заяц, волк, медведь, муравей, петушок, кошка, лягушка, мышь; пособие «Теремок» для слогового анализа слов.
Раздаточный материал: схемы слова «мышь», наборы цветных карандашей, раскраски с изображениями героев сказки.
Ход занятия
(Логопед поёт на мелодию песни «Что такое чудеса» муз. Р. Вильданова.)
Вокруг они живут,
Волшебною дорогой
Всегда они идут.
Ведут в неведомые дали,
Где горы и леса,
Где разные, прекрасные
Бывают чудеса!
Приглашаю вас в сказку, а попасть туда нам поможет волшебный экран. (Дошкольники называют знакомые и любимые сказки, усаживаются перед интерактивной доской. Педагог демонстрирует им презентацию и даёт пояснения к слайдам.) На лесной опушке в маленькой избушке жили, не тужили, кашу варили мышка-норушка, лягушка-квакушка, кошка-плутишка, да петушок-голосистое горлышко.
Логопед: Ребята, кто же жил в избушке? (Дошкольники называют животных.) Какой звук встречается в названии всех жильцов? (Дети медленно произносят слова, выделяют в произношении и называют звук [ш].) Сегодня мы с вами поговорим о звуке [ш]. Что мы знаем об этом звуке? Как его обозначаем?
Дети: Звук согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем фишкой синего цвета. (На слайде в окошке избушки появляется буква Ш.)
Логопед: Как-то раз на полянку пришли и другие зверушки. (На экране появляются изображения медведя, зайца, волка и муравья). Захотели и они поселиться в избушке. Но вот незадача – войти в избушку может только тот, у кого в названии есть звук [ш]. Давайте поможем животным, изменим их названия так, чтобы в них появился этот звук.
Дети: Мишка, мишутка, зайчишка, волчишка, муравьишка.
Логопед: Поможем героям нашей сказки расселиться. Жильцов, названия которых состоят из одного слога, поселим на 1-м этаже; жильцов с названиями из 2-х слогов разместим на 2-м этаже. Догадайтесь, куда мы поселим тех, чье название состоит из 3-х слогов и из 4-х слогов?
Дети: На 3-й этаж. На 4-м этаже. (С дошкольниками проводится дидактическая игра «Теремок». Дети определяют количество слогов в названии каждого обитателя теремка и размещают животных по его этажам.)
Заплясали и запели!
С ними рядышком вставайте,
И движенья выполняйте! (Динамическая пауза «Звериная зарядка». Дети выполняют под музыку упражнения со знакомыми ритмическими движениями и импровизируют.)
Логопед: Захотели зверята поиграть в прятки, и вас приглашают поиграть вместе с ними. (Логопед выставляет на стол фигурки животных.) Запомните тех, кто находится на полянке. А теперь вы глаза закройте дружно, и подглядывать не нужно. Один, два, три! Кого не стало? (Педагог по цепочке называет имена детей, убирая по 1-2 фигурки в соответствии с возможностями каждого ребёнка, и заменяя некоторые фигуры. Дошкольники называют «спрятавшееся» животное: не стало кошки, не стало зайчишки, и других. Последней прячется мышь.)
Логопед: Верно, спряталась мышка, мышка-шалунишка. Давайте составим звуковую схему слова «мышь». (Дети выполняют задание, закрашивают символы звуков на раздаточных карточках нужным цветом).
Логопед: Герои нашей сказки любят играть и чистоговорки почитать. Послушайте их и повторите.
Ты всё не спишь, шумишь.
Мышонок шепчет мыши:
Шуметь я буду тише.
Кошка на окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот пришёл на нашу крышу.
У плюшевого мишки
Две большие шишки.
Была у бабушки Маша,
И ела там пшённую кашу.
У мишки шишки,
У мышки пышки.
У кошки ушки на макушке:
Спит на Дашиной подушке. (Дети повторяют чистоговорки, чётко произнося звук [ш].)
Логопед: Стихи чудесные, очень интересные. Предлагаю вам, ребята, героев сказки поблагодарить и подарки им вручить. Выберите из предложенных картинок только те, в названии которых спрятался звук [ш] и положите в корзинку. Мы её передадим героям сказки. (Дети рассматривают иллюстрации называют их, выделяют звук [ш], выбирают нужные картинки и обосновывают свой ответ.)
Сладко звери спят в избушке.
Тут и сказке конец,
А кто слушал – молодец!
Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, что вам запомнилось, чем понравилось заниматься, а какие задания показались трудными. (Дошкольники рассказывают о своих впечатлениях, дают самооценку своей деятельности на занятии.)
В путь-дорогу собираемся и обратно отправляемся.
А на память о героях сказки я дарю вам раскраски. (Детям вручают раскраски «Теремок» и предлагают раскрасить героев сказки по желанию.)
Елена Лаврова, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1
«ОЦ» им. С.В. Вавилова Д/с «Колокольчик»,
с. Борское Самарской области
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии