"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Из истории жилища
Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста
Цель: формировать представления о жилище человека.
Обучающие задачи: расширять представления об истории возникновения жилища человека, словарный запас; закреплять знание геометрических фигур и навыки соотнесения с ними формы различных объектов; учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи: развивать целостное восприятие мира, ассоциативное и диалектическое мышление, конструкторские способности.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к народам своей малой родины, интерес к истории предков; способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Предварительная работа: придумать и нарисовать необычный, оригинальный дом.
Оборудование: картинки с изображением жилища - пещеры, шалаша, чума, юрты, избы, многоэтажного дома; игры Воскобовича В.В. - «Геоконт-алфавит», «Игровизор», эталонный конструктор «Фонарики», чудо-конструктор «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра».
Ход занятия
(Дети становятся в круг и приветствуют друг друга, затем садятся за столы.)
Дети: Есть огромная планета и зовут её Земля,
И живут на той планете замечательные дети. (Педагог привлекает внимание детей к расположенному на доске «Геоконт-алфавиту», предлагает выйти троим детям и расшифровать по одной букве - С3, Ж4, З3.)
Педагог: Ребята, какие буквы вы нашли? Какое слово из этих букв получится? (Дети называют буквы О, Д, М и составляют слово ДОМ, читают его.)
Педагог: Назовите слова-ассоциации к слову дом.
Дети: Уют, тепло, диван, телевизор, крыша, тапочки.
Педагог: Давайте поиграем! Добавьте нужные слова, и мы узнаем, у кого какой дом. (Дети играют в игру «Кто где живёт?») Птица – гнездо, белка – …, собака – …, медведь – …, мышь - …, лиса – …, человек – …, муравей - …, кошка – …, волк – …, бобёр - и так далее.
Педагог: Сегодня на занятии мы узнаем, какие разные бывают дома у людей, и откуда они появились. (Педагог привлекает внимание детей к размещенным на доске изображениям избы, пещеры, шалаша, чума, юрты, многоэтажного дома.) Много-много лет назад появились первобытные люди или древние люди. Как вы думаете, где они жили? (Дети отвечают на вопрос, находят картинку и показывают пещеру.)
Педагог: Попробуйте расположить остальные изображения жилища человека по мере появления так, как вы считаете правильным. (Дети размещают на доске иллюстрации в следующей последовательности: пещера, шалаш, деревянный дом, многоэтажный дом.)
Педагог: Давайте посмотрим, что получилось. Всё ли включили в цепочку? Почему некоторые иллюстрации остались? (Из объяснений детей следует, что им не знакомы чум и юрта, поэтому определить их место в последовательности картинок учащиеся затруднились.)
Педагог: В шалашах в давние времена жили народы на территориях с теплым климатом. В суровых климатических условиях, на землях с вечной мерзлотой, были другие жилища. В нашем Забайкалье коренные жители эвенки жили в чумах. Чум - это переносное жилище, он незаменим в условиях кочевого быта и экстремальных природных условий. Благодаря обтекаемой форме чуму не страшны снежные заносы, он устойчив к сильным ветрам. Внутри чум устроен следующим образом: около входа находится место для хозяйственных вещей; вправо и влево от костра – места для членов семьи; напротив входа, за костром, почётное место для гостей.
Местные люди жили не только в чумах, но и в юртах. Юрта – национальное жилище бурят и монголов. Это очень удобный для кочевой жизни домик. Войлок на крыше и круговой стене хорошо удерживает тепло. В центре крыши дымовое отверстие, через него в юрту падают солнечные лучи, и по ним можно узнать время без часов. Ставят юрты всегда входом на юг и условно делят на три части. Прямо против входа место для гостей. Левая половина мужская, она для сёдел, инструментов, уздечек. Правая – женская. Там хранят посуду, продукты, туеса и кадушки. (Физкультминутка «У оленя дом большой»).
Педагог: Ребята, мы с вами выстроили логическую цепочку истории возникновения жилища человека. Давайте сопоставим внешний вид жилища с геометрическими фигурами. (Дети выполняют задание с помощью «Игровизора».)
Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Подумайте о преимуществах или недостатках каждого типа жилища и расскажите об этом. (Дети размышляют и рассказывают о чуме, юрте, деревянном доме.)
Дети: Хорошо жить в шалаше, там мягче, чем в пещере, свежий воздух, больше света. Шалаш можно легко собрать и разобрать. Жить в шалаше плохо, потому что там могут быть насекомые, может напасть хищный зверь, если он ищет еду. Шалаш может легко загореться.
Педагог: Назовите профессии людей, связанные со строительством дома.
Дети: Архитектор, проектировщик, инженеры, строитель, прораб, плотник, столяр, маляр, отделочник, дизайнер.
Педагог: Дома вам уже представилась возможность побывать архитекторами. Сегодня на выставке ваши интересные и необычные проекты домов. (Дети рассматривают и комментируют выполненные работы.)
Педагог: Предлагаю вам стать строителями. Сначала нужно выбрать строительный материал и затем приступить к строительству. Можно построить один из домов, представленных на картинках. Можно придумать свой дом, можно построить несколько вариантов одного дома. (Дети используют игры В.В.Воскобовича - «Фонарики», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», выкладывают дома на плоскости столов, рассматривают и анализируют их вместе с педагогом.)
Педагог: Что для вас сегодня было новым? Какие слова вы услышали впервые? Какое задание было самым интересным? Какое задание оказалось трудным? Оцените свою работу на занятии.
Татьяна Романенко, педагог детского
центра «Гениальный малыш», г. Чита
Рекомендуем почитать
- Аты-Баты шли солдаты
- Логические игры
- Машинка-конструктор
- Игрушка - это выражение любви взрослых к детям
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии