"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Друзья природы
Конспект непосредственной образовательной деятельности для группы детей 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, социализация, речевое развитие.
Цель: формировать представления о возможности бережного отношения к природе.
Обучающие задачи: продолжать формировать представления о природоохранной деятельности человека, способствующие экологической безопасности природы навыки.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к миру природы; внимание, память, мышление, воображение, сообразительность; умение устанавливать взаимосвязь между событиями и делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы.
Предварительная работа. Знакомство с проблемой охраны природы с помощью презентации «Загрязнение окружающей среды»; беседы «Зачем нужна чистая вода?», «Муравьи и муравейник», «Природа – наш дом», «Сохраним природу вместе»; участие детей с родителями в экологических акциях «Бумажный бум», «С миру по крышечке», чтение детской художественной литературы экологической направленности.
Демонстрационный материал: «Жалобная книга природы», макет муравейника, искусственные ёлки, мягкие игрушки животных, «мусор» (обрывки газеты и бумаги, пустые жестяные банки и пластиковые бутылки; ёмкость с грязной водой и плавающими в ней «рыбками», пустая ёмкость, сачок; магнитные доски, красные круги из ламинированной бумаги, картинки для составления запрещающих знаков (дерево, телефон, бабочка, машина, цветок, голубь, муравей, капля, воздушный шарик).
Раздаточный материал: ёмкости с водой, стаканчики, воронки, ватные диски, салфетки; листы бумаги формата А5, стикеры в виде ёлочек, наклейки по теме «Лес».
Ход занятия
(Дети собираются около педагога. Звучит тревожная музыка. Педагог привлекает внимание детей к лежащей на полу «Жалобной книге природы», и они вместе начинают её рассматривать.)
Воспитатель: Ребята, здесь тревожные картинки! Некоторые люди нанесли вред природе, и все свои жалобы она собрала в этой книге. Природа нуждается в помощи. Как вы думаете, почему она обратилась к нам?
Дети: Она просит нас помочь. Хочет, чтобы мы помогли.
Воспитатель: Если вы готовы помочь природе, то открывайте книгу, и посмотрим, о чём первая жалоба, кто первый написал свою просьбу. (Дети рассматривают фотографию с изображением разрушенного муравейника и высказывают свои предположения. Педагог привлекает их внимание к заваленному камнями и ветками макету муравейника на полу.). Как помочь муравьям?
Дети: Убрать камни и ветки. (Дошкольники освобождают муравейник.)
Воспитатель: Ребята, что делают муравьи в лесу?
Дети: Они освобождают лес от больных деревьев. Поедают вредных насекомых. Они санитары леса. Рыхлят почву, и растения лучше растут. Муравьи переносят в муравейник семена лесных растений и теряют некоторые. Поэтому растения вырастают в новых местах. Лесные птицы принимают «муравьиный душ», специально «купаются» в муравейниках, чистят свои перья.
Воспитатель: Вы правы, муравьи очень нужны лесу. Что можно придумать, чтобы люди не наносили вред муравьям и такая ситуация больше не повторилась?
Дети: Надо им рассказать о муравьях. Надо объяснить всё. Можно поставить специальный знак около леса.
Воспитатель: Хорошо придумали! Подумайте, как назвать этот знак. (Из предложенного материала дети вместе с педагогом составляют предупреждающий знак и называют его «Берегите муравья!».)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, есть ли у природы ещё жалобы? (Дети рассматривают картинку с изображением леса, в котором разбросан мусор, и говорят об этом. Педагог привлекает их внимание к дальнему углу группы: здесь в «лесу» стоят ёлки, под ними игрушки-лесные звери, вокруг бытовой мусор.) Посмотрите, ребята, какой печальный лес! Что с ним случилось? (Дети отвечают на этот и следующие вопросы.) Как вы думаете, правильно ли так поступать? Почему?
Дети: Заяц или другой зверь порежет лапы. Я видел, лисёнок из банки вылизывал еду, и мордочка у него застряла. Он не мог банку снять. Пакеты и бутылки будут мешать растениям. Будешь гулять по лесу, и неприятно на этот мусор смотреть.
Воспитатель: Как мы можем помочь лесу? (Дети предлагают сложить мусор в пакеты и наводят в «лесу» порядок.) Пакеты мы с вами из леса вынесем, не будем их там оставлять. На выходе из леса сложим их в мусорный бак. Каким-то образом нужно предупредить людей, чтобы они больше так не поступали.
Дети: Надо сделать знак и поставить его в лесу. (Из предложенного материала дети составляют предупреждающий знак и называют его «Берегите лес!».)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сделали – чистоту и порядок в лесу навели, знак установили. Посмотрите в книге, остались у природы ещё жалобы? (Дети рассматривают картинку с изображением рыбок, плавающих в грязной воде, и сообщают об этом.) Действительно, рыбки жалуются, что вода, в которой они живут, очень грязная. Кто это сделал?
Дети: Люди выбрасывают мусор в воду. Из завода по трубе сливают отходы. Иногда нефть разливается в море, у птиц тогда перья слипаются, они плавать и летать не могут.
Воспитатель: Чтобы защитить водоёмы, на заводах и фабриках строят очистительные сооружения, и люди не должны загрязнять маленькие и большие реки, озёра, пруды. Давайте попробуем помочь рыбкам и сделаем совсем маленькие очистительные сооружения для воды. (Дети по инструкции педагога проводят эксперимент по очистке воды с помощью воронки и ватных дисков. Они несколько раз пропускают воду через фильтры, затем сачком пересаживают «рыбок» из грязной в чистую воду.) Каким образом предупредить людей, чтобы они больше не загрязняли воду?
(Дети предлагают сделать предупреждающий знак и разместить его у водоёма. Они составляют знак и называют его «Берегите воду!».)
Воспитатель: Ребята, как вы сегодня спасали природу? Почему её нужно охранять? Вы хотите рассказать об этом другим детям и родителям? (Дети отвечают на вопросы и под руководством педагога с помощью наклеек и стикеров делают листовки «Защити природу».)
Надежда Митченко, воспитатель
МБДОУ Д/с № 20 «Лумикелло»
Петрозаводского г.о., Респ. Карелия
Рекомендуем почитать
- Комментарии