"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Использование игровых пособий на уроках в начальной школе
Об обучающих возможностях игр известно уже давно. Используя игры как средство обучения в образовательном процессе, многие педагоги отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности.
Главная задача учителя – добиться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предложенный ученику материал был доступен по трудности. Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – на формировании произносительных, лексических, грамматических навыков и умений. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника (преобладания эмоциональной сферы над интеллектуальной, непроизвольного запоминания) трудно переоценить роль игровых методов. На уроке мы имеем дело с особым видом игр – учебными. Они отличаются от развлекательных игр тем, что преследуют конкретно поставленную методическую цель. Для детей учебная игра остаётся развлечением, обучение отодвигается на второй план. Для учителя такая игра может быть средством изучения нового материала или отработки и закрепления пройденного, для обобщения и систематизации знаний учащихся. Педагог всегда должен чётко и точно представлять, какую учебную цель преследует данная игра, но не должен показывать этого ученикам. В противном случае игра превратится в обычное упражнение.
Такие игры мы можем найти у одного из известных издателей обучающих игр - Центра образования и творческого развития «Ребус». Игры, разработанные педагогом Татьяной Александровной Барчан прошли апробацию и уже используются в тысячах российских школах, они помогают успешно овладевать русской орфографией, грамматикой, фразеологией, развитием связной речи.
При создании игровых пособий ставились следующие задачи: развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, уважения к языку как части русской национальной культуры; осознание себя носителем языка; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою речь, делать её правильной, точной, богатой; сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Представляем вам одну из таких игр.
О чём речь? Этнография
Задачи: познакомить с этимологией слов, вызвать интерес к истории родного языка.Оборудование: игровое пособие «О чём речь? Этнография»;
Продолжительность игры: 5-10 минут.
Первый вариант. Раздаём детям по одной маленькой карточке. Среди маленьких карточек обязательно должны быть те, которые потребуются на уроке. Дети прочитывают слова, пробуют объяснить их значение. После обсуждения на доске вывешиваются 2-3 большие карточки. Эти карточки рассматриваются, обсуждается пословица к каждой картинке. Затем читаем текст из книги, входящей в комплект игры. Предварительно сообщаем детям, что сегодня они познакомятся со значением некоторых слов на маленьких карточках. Они должны внимательно слушать, чьи слова встретятся в тексте и что они обозначают. После чтения дети, услышавшие свои слова, выходят к доске, называют слово, объясняют, что оно обозначает, и прикрепляют свою маленькую карточку к соответствующей большой. Постепенно количество больших карточек на один урок увеличивается. В конце игры ученикам предлагается придумать словосочетания, используя слова на маленьких карточках.
Второй вариант. Детям раздаются большие карточки. (Сначала учащиеся работают в группе или в паре!). Учитель зачитывает слова на маленьких карточках, нужные им карточки дети берут себе. После заполнения всех окошек, дети забирают маленькие карточки со своей большой и оставляют их у себя. Большими карточками участники меняются. Теперь по очереди, дети, глядя на новую большую карточку, просят у других нужную им маленькую. Игроки, у которых она оказалась, отдают её. Если ребёнок не помнит слова, он пропускает ход и ждёт следующей очереди, пытаясь за время ожидания вспомнить нужное слово. Игра завершается, когда все большие карточки будут заполнены.
Третий вариант. Несколько больших карточек вывешивается на доске. Детям раздаются маленькие карточки, подходящие к данным большим. Учащиеся должны найти место для своей маленькой карточки на одной из больших и прикрепить её туда. Игра заканчивается, как только все большие карточки будут заполнены.
Полезные советы
- Использовать эту игру можно на уроках по изучению окружающего мира при обзоре исторических тем, при знакомстве с традициями русского народа.
- Так как большинство слов детям незнакомо, то начинать надо с их значений. После того как дети получат маленькие карточки и рассмотрят их, подскажите, что картинка на маленькой карточке может помочь понять значение слова. Не берите много слов на один урок. Лучше начинать с одной большой карточки.
- Только после того, как дети запомнят значения новых слов, можно переходить ко второму варианту игры. Начинать этот вариант лучше с групповой работы, используя небольшое количество сюжетов. Постепенно переходите к парной или индивидуальной игре, если количество больших карточек позволяет вам это сделать.
- Дети довольно быстро запоминают и узнают новые слова, когда их называет учитель. Но им довольно трудно самим использовать их в речи. Для отработки данного навыка хорошо подходит второй вариант игры.
Ольга Потёмкина, учитель нач. кл.
Почётный работник общего обр. РФ
МОУ «СОШ №25, г. Подольск
Рекомендуем почитать
- Развитие устной речи школьников с недостатками слуха в игровой деятельности
- Методика раннего развития Льва Толстого: Учим буквы с 1 года!
- Чудо-магазин
- Серия игр БОНДИЛОГИКА от Bondibon
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии