"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Дидактическое пособие «Я выбираю»
Обучение дошкольников планированию деятельности на музыкальных занятиях
Особенности планирования ребёнком действий для регуляции собственной деятельности изучены многими исследователями. По Л.С. Выготскому ребёнок, добиваясь достижения поставленной цели, сначала подчиняется речевой инструкции взрослого, затем он пользуется сопровождающей действие собственной внешней речью, и только при её интериоризации внутренняя речь начинает опережать выполнение действия и регулировать поведение. Однако, умение находить нужную последовательность действий формируется постепенно. Младшие дошкольники затрудняются ещё мысленно оперировать уже знакомыми образами, затем осваивают планирование очень короткой последовательности действий, и только потом с помощью проб и, допуская ошибки, учатся действовать в уме, выстраивать план или программу действий с образами предметов и их знаками.
Представим читателям журнала опыт формирования у детей навыков планирования своей деятельности на музыкальных занятиях в увлекательной и интересной для них форме с помощью предложенного нами пособия «Я выбираю». Оно состоит из фанеры квадратной формы, разделённой горизонтальными и вертикальными линиями на 25 одинаковых квадратов, расположенных в 5 столбцов и 5 строк, и набора карточек. На карточках представлены сюжетные картинки с изображениями разных видов деятельности детей и предметные картинки, символизирующие содержание детской деятельности. Все карточки крепятся к доске «липучками» из ленты «Velcro». В левом столбце наглядно выделена структура занятия: слушание музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений или танцы, элементарное музицирование, музыкальные игры. Такое пособие не занимает много места в музыкальном зале и не загромождает пространство. Оно крепится к мольберту или стене и дополняет развивающую предметно-пространственную среду музыкального зала.
На этапе ознакомления с пособием «Я выбираю» используем его для составления наглядного плана занятия с дошкольниками и школьниками, формируем у них умение действовать в соответствии с предложенным педагогом алгоритмом деятельности. В дальнейшем дети самостоятельно планируют деятельность, заполняя квадраты карточками с картинками. Они предлагают разные варианты структуры занятия и содержания разных видов деятельности.
Опыт составления плана НОД во 2-й младшей группе.
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающие задачи: согласовывать движения с пением, учить узнавать и правильно называть детский музыкальный инструмент – колокольчик, тренировать навыки игры на нём, обогащать и активизировать словарный запас; формировать навыки планирования и анализа алгоритма занятия.
Развивающие задачи: развивать внимание, чувство ритма, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление, воображение, творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к музыкальной деятельности, поощрять проявление инициативы и самостоятельности.
Ход занятия
Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чём играю». (Педагог играет за ширмой на ложках, бубне, дудочке. После называния каждого из них детьми помещает карточку с соответствующим изображением в строку «Слушание музыки».)
Муз. руководитель: Птица ходит по двору, будит деток поутру. На макушке гребешок, кто же это? (Дети называют петушка, и музыкальный руководитель демонстрирует карточку с его изображением.) Правильно, петушок. Давайте споём песню про петушка. (Педагог помещает карточку в строку «Пение». Дети исполняют русскую народную прибаутку «Петушок».)
Муз. руководитель: Утром петушок пропел, солнышко разбудил.
Мы по кругу пойдём, хоровод заведём.
Песню солнышку споём. (Педагог демонстрирует детям карточку с изображением солнышка и прикрепляет её в строку «Музыкально-ритмические движения». Дети исполняют хоровод «Солнышко», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.)
Муз. руководитель: Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик». (Педагог предлагает детям найти карточки с соответствующими названию изображениями среди других и разместить их в строке «Музыкальные игры».)
Пока светит солнышко, можно погулять.
Топать, хлопать весело, в садике играть.
Дождик вдруг пошёл с утра, по домам вся детвора! (В конце игры дети убегают на стулья.)
Пока идёт дождь, мы поиграем и испечём пирожки. (С детьми проводится пальчиковая игра «Пирожки». Педагог предлагает детям найти карточку с изображением пирожков и разместить её в строку «Музыкальные игры».)
Муз. руководитель: Ребята, послушайте, что звучит? (Педагог звенит за ширмой колокольчиком, дети называют его.) Правильно, это звонкий колокольчик. (Педагог демонстрирует детям изображение колокольчика и размещает его в строку «Оркестр».) Мы с вами сейчас возьмём такие колокольчики и исполним «Весенний оркестр». (Дети берут колокольчики и звенят ими под песню «Кап, кап, кап», муз. Л. Ершовой, С. Ершова.)
Муз. руководитель: Вот как весело у нас, пора всем пуститься в пляс. (Педагог предлагает детям выбрать карточку с изображением танцующих детей и расположить её в строке «Музыкально-ритмические движения».) Парами вставайте, давайте танцевать «Весеннюю польку»! (Дети танцуют под музыку Л. Хисматуллиной. После танца педагог обращает их внимание на пособие и предлагает вспомнить, что они сегодня делали на музыкальном занятии.)
Дети средней группы уже более уверенно находят картинки и располагают их в соответствии с наглядно представленной структурой НОД. Это способствует активизации в речи дошкольников правильных названий произведений для слушания и песен, фамилий их авторов, названий музыкальных игр и инструментов, танцевальных движений.
Майя Марквальд, муз. руководитель МАОУ
«СОШ № 2 г. Немана» Калининградской области
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии