"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Возвращение к истокам
Как не стать Иванами, не помнящими своего родства? Почему важно знать прошлое своей малой родины? Мы попытались ответить на эти вопросы, создавая в школе музей старины, в котором представлена история культуры Мокшанского края и Пензенской области. Решение о необходимости работы в этом направлении было принято на заседании Совета отцов нашей школы. Ценностные ориентиры и события прошедших лет помогают школьникам лучше ориентироваться в требованиях развивающейся цивилизации, поэтому педагогический коллектив поддержал инициативу родителей. В ответ на родительский запрос под нашим руководством при участии представителей Совета отцов и Совета бабушек школы, а также учащихся 8 «А» класса был разработан проект «Возвращение к истокам».
Вид проекта: долгосрочный познавательно-исследовательский проект с заданным результатом.
Продолжительность проекта: от 2-х до 4-х лет.
Участники проекта: педагоги и учащиеся школы, родители.
Сетевое взаимодействие: МБУК «Музей А.Г. Малышкина Мокшанского района Пензенской области», районный Дом культуры.
Актуальность проекта:
- культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению ими уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, возрождению духовных ценностей, воспитанию любви к родному краю и уважительного отношения к своим предкам, истории своего посёлка и обычаям населяющих его народов;
- школьный музей, являясь одной из форм дополнительного образования, способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность;
- опыт организации музея старины имеет большое значение для учащихся, педагогического сообщества и родительской общественности Мокшанского р-на, поскольку такого музея нет ни в одном из его образовательных учреждений;
- в школе уже накоплен богатый исторический материал, который не систематизирован и мало востребован, но представляет интерес как средство приобщения детей к историческому прошлому своей малой родины.
Цель проекта (для взрослых): организовать на базе СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п. Мокшан музей Старины.
Цель проекта (для учащихся): приобрести навыки поисково-исследовательской деятельности при участии в проекте совместно со взрослыми.
Задачи проекта:
- подготовить помещение для музея;
- спроектировать экспозицию музея и разработать её структуру;
- систематизировать собранный исторический материал;
- отреставрировать нуждающиеся в этом предметы старины;
- подготовить экспозиционный материал;
- разработать экскурсии для знакомства с прошлым родного посёлка и района;
- организовать пространство музея для проведения уроков, народных праздников и других мероприятий;
- разработать планирование краеведческой работы на базе музея и организовать её в летний период.
Проект «Возвращение к истокам» был представлен на традиционной в нашей школе защите предложенных для реализации проектов, получил высокую оценку жюри и заинтересовал многих учащихся. Для реализации проекта были организованы рабочие группы, в которые вошли координаторы-взрослые и все остальные участники по желанию. Под девизом общей работы «Дело вместе с детьми - дело ради детей!» в создании школьного музея старины участвовали разные группы: «Реставраторы» отвечали за ремонт музея, восстановление его экспонатов; «Поисковики» - за поиск информации; «Креативщики» - за организацию экскурсий и других мероприятий; «Презентаторы» - за оформление проекта и презентаций.
Педагоги и родители были рядом со школьниками в любой деятельности. Например, для оборудования помещения музея электрическую проводку в помещении, освещение, деревянные полы, русскую печь делали взрослые. Дети под их руководством оклеивали стены обоями, красили окна, двери, батареи; вешали шторы. Девочки участвовали в реставрации полотенец, скатертей, рубах, мальчики вместе с родителями приводили в порядок другие предметы старинного быта.
Для экспонатов музея школьники подготовили таблички и тексты, но некоторые предметы оказались неизвестными для них, среди них кичка, рубель и другие. Поэтому был организован поиск информации, учащиеся вместе с учителями систематизировали и дополняли её. Например, дети нашли материал про национальные праздники и обряды Мокшанского р-на, и для его уточнения пригласили на урок работников районного Дома культуры.
Одним из первых в музее старины прошёл урок литературы по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Многие экспонаты музея «ожили» и сыграли свою роль в обстановке обычного крестьянского дома с «уставленными фикусами» лавками, в котором Матрёна варила в разных чугунках картофель. В музее проходят занятия кружка «Историческое краеведение»: дети изучают фольклор, обряды, искусство родного края, создают экспозиции и пишут исследовательские работы.
Экспозиция «Русский крестьянский быт начала ХХ века», представленная предметами быта крестьянской семьи, используется на уроках истории, музыки, технологии, уроках в начальной школе, а также на занятиях по фольклору в рамках внеурочной деятельности. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. Вот и все премудрости, но сколько восторга и радости вызывает экскурсия в музей, который появился в школе благодаря сотрудничеству педагогов, детей и родителей!
Ольга Сазонова, зам. директора по УВР
Светлана Растова, учитель истории и краеведения
МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина
р.п. Мокшан, Пензенская область
Рекомендуем почитать
- Автоматизация звука [л] в словах
- Развивающая игра нового поколения
- Дошкольники помогают Снеговику переходить дорогу зимой
- Солнцезащитные очки BABIATORS
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии