"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Осеннее путешествие
Образовательные задачи: уточнять представления детей о признаках осени.
Развивающие задачи: развивать память, внимание, самостоятельность.
Воспитательные задачи: формировать умение позитивно и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Оборудование и материалы:
- аудиозаписи для выхода Бабы-Яги и общего танца, для выхода Осени и хоровода, для игры с платком и игры «Собери урожай»;
- декоративные звёздочки, маршрутный лист для каждой команды детей;
- репродукции осенних пейзажей, лист бумаги формата А3, бумажный круг, сухие листья, шляпка и ножка мухомора из цветной бумаги, нарезанные бумажные салфетки белого, зелёного и жёлтого цветов, клей;
- муляжи фруктов, овощей и грибов, три коробки;
- большой шерстяной платок;
- схема постройки, кубики;
- карточки с буквами;
- маленькая корзинка;
- набор мелков для каждой команды.
Ход деятельности
(Дети располагаются на площадке.)Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Как вы смогли это определить? (Ответы детей. В случае затруднения ведущий может задать наводящие вопросы: «Какая погода бывает осенью?», «Как одеваются люди?», «Что происходит с деревьями?». После вступительной беседы звучит музыка, под которую появляется Баба-Яга.)
Баба-Яга: Привет вам, ребятишки – девчонки и мальчишки. Вы зачем сюда пришли? (Ответы детей.) А я вот зря времени не теряла и осень вашу заколдовала.
Ведущий: Как же ты это сделала, Баба-Яга, и зачем?
Баба-Яга: Зачем, зачем? Повеселиться захотела. Теперь у вас после лета сразу зима наступит. Хотите? (Ответы детей.)
Ведущий: Что же нам нужно сделать, чтобы ты расколдовала Осень?
Баба-Яга: Соберите мне целую корзину звёздочек.
Ведущий: Где же мы их возьмём?
Баба-Яга: Отправляйтесь в путешествие, и за каждое выполненное задание будете получать звёздочки. А сейчас я дам вам по звезде, если потанцуете со мной. (Танец под динамичную музыку по показу персонажа. После танца Баба-Яга раздаёт каждой команде маршрутный лист и первые звёздочки, убегает. Последовательность этапов у каждой команды своя, но все дети проходят пять этапов, после чего возвращаются на площадку общего сбора.)
Этап маршрута «Художник»
Художник: Осень – красивая пора. Мы, художники, её очень любим и с удовольствием изображаем.Персонаж демонстрирует репродукции осенних пейзажей художников, обсуждает с детьми содержание картин, их композицию, используемые цвета и оттенки. Он предлагает ребятам стать художниками и создать осеннее декоративное панно.
Команда делится на две подгруппы (по желанию детей): одна выполняет коллективную аппликацию из бумаги «Мухомор» (на лист формата А3 приклеиваются готовые формы – шляпки и ножки, белые пятна на шляпку из свёрнутых в шарики кусочков белой салфетки, травка из свёрнутых в жгутики кусочков зелёной и жёлтой салфетки), другая команда – орнамент из осенних листьев в круге (листья разной формы и цвета, располагаясь композиционно, приклеиваются на бумажный круг). После выполнения задания дети любуются своими работами, получают звёздочки, забирают панно и переходят на следующий этап.
Этап маршрута «Волк»
Волк: Осенью лесные животные готовятся к зиме. Что они для этого делают? (Ответы детей.) Люди тоже делают запасы на зиму – собирают урожай. Что можно собрать осенью в лесу, в поле, в саду, в огороде? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь перепутано всё, что люди собирали в разных местах. Поможете разложить всё по порядку?Дети делятся на три команды: одна собирает в свою коробку фрукты, другая – овощи, третья – грибы. Игра начинается по команде, проводится под музыку. После сбора урожая оценивается качество: внимательны ли были участники, всё ли собрали правильно. Если есть время и желание детей, можно повторить игру, поменяв командам предмет сбора. После выполнения задания дети получают звёздочки и переходят на следующий этап.
Этап маршрута «Петрушка»
Петрушка: Осенью становится холодно. Как защититься от холода, когда выходишь на улицу? (Тепло одеться.) Какую осеннюю одежду вы можете назвать? (Ответы детей.) Как вы думаете, эта вещь может защитить от холода? (Демонстрация шерстяного платка.) Что это? (Ответы детей.) Предлагаю вам поиграть с этим платком.Пока звучит музыка, дети бегают по площадке. Петрушка незаметно от других накрывает одного из детей платком. Когда музыка прекращается, он предлагает посмотреть друг на друга и назвать того, кого нет, кто спрятан под платком. Игра может повторяться несколько раз в зависимости от желания детей и наличия времени. После выполнения задания участники получают звёздочки и переходят на следующий этап.
Этап маршрута «Учитель»
Учитель: Осенью школьники начинают учиться. Вы знаете, чему их учат в школе? (Ответы детей.) Я приготовила для вас задание – составить из букв слова. Но подул сильный ветер, сдул все буквы со стола, и они спрятались в осенних листьях. Поможете мне их найти?После того, как дети нашли карточки с буквами в листьях, составляют из них слова (например, мир, мама, дом). Выполнив задание, участники получают звёздочки и переходят на следующий этап.
Этап маршрута «Архитектор»
Архитектор: Осенью часто дует пронизывающий ветер, идут холодные дожди, иногда бывает град или снег с дождём. Как можно защититься от непогоды? (В тёплом доме.)Архитектор демонстрирует детям схему и предлагает построить дом из кубиков в соответствии со схемой. После рассматривания и обсуждения дети приступают к работе, а затем оценивают постройку, сравнивая её со схемой. После выполнения задания участники получают звёздочки и переходят на площадку сбора.
На площадке сбора Баба-Яга встречает команды и собирает звёздочки в корзинку. По возвращении всех команд она произносит волшебные слова: «Я налево обернусь, погляжу через плечо. Я направо обернусь и подую горячо. Шаг вперёд и шаг назад, влево шаг и вправо два. Руки вверх и руки вниз – вот и нету колдовства!». Звучит музыка, появляется Осень, Баба-Яга убегает.
Осень благодарит детей за её освобождение, приглашает на осенний хоровод с ней, после чего вручает каждой команде набор мелков и предлагает попрощаться с летом, нарисовав летние картинки мелом на асфальте.
Юлия Орехова, старший
воспитатель МБДОУ
№ 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии