"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Настольная игра «Прорыв. Танковые сражения»
Игра создавалась в 2020 году в момент дистанционного участия обучающихся разных классов школы-интерната в проекте «Челябинск-Танкоград. Судьбы людей и машин». На момент создания игры я был руководителем бригады «Молодая гвардия». Каждая условная бригада должна была собрать масштабную модель советского танка и проявить активность в поиске информации о ней. Нам в жеребьёвке выпала модель танка Т-34/76. Помимо наших разнообразных мероприятий в ходе участия в проекте мы придумывали новые мини-проекты на тему «Танк Т-34/76», среди которых была эта игра.
Карты игры изготовлены при помощи лёгкой бесплатной онлайн-программы для составления настольных игр «Hodilka Master». Программа быстро скачивается на компьютер, открывается и можно самому составлять сколько угодно игр, добавлять картинки, стрелочки, метки с номерами. Для фона в программе уже имеется набор изображений, которые можно подобрать по введённому названию в графе поиска.
Для наполнения карты компонентами сюжета использовались имеющиеся в сети Интернет в свободном доступе материалы (рисунки, картинки, развёртки кубиков). Развёртки пешек (танков Т-34) я сделал сам в простой программе Paint. Получилась простая в изготовлении, но интересная и познавательная настольная игра.
В целом это 4 листа для цветной печати на простой бумаге формата А4 (обозначения, игральные фишки, игральные кубики, игральные карточки с танками) и один лист (карта) для формата А3. Всё распечатывается на цветном принтере, вырезается, склеивается клеем или скотчем. Картинки с танками вырезаются и складываются в колоду рядом с картой. Это союзные войска.
Игра совместно с другом (боевым товарищем)
У каждого своя фишка – свой танк. Ходить нужно по очереди, кидая кубики. Если встали на зелёную метку, то к вам присоединяется подкрепление (берёте карточку с изображённым танком из колоды). Если встали на красную метку, то завязывается схватка с врагом. Первым в бой вступает ваше подкрепление (если есть). По очереди кидаете кубики за него и за неприятеля. У кого выпало больше, тот и победил. Если враг подбил ваше подкрепление, то оно у вас пропадает (кладёте карту союзного танка обратно в колоду), и в бой вступаете вы. В случае вашего поражения вы отступаете по красной стрелке на указанную метку. Но, если ваш товарищ рядом, то он может прикрыть вас.Прохождение пути совместное. Допускается самовольное нападение на врага, если даже не попали на красную метку. В этом случае, если вы проигрываете в схватке, то путь начинаете с самого начала.
Игра-перевёртыш
Вы идёте от старта к финишу, а ваш друг в роли противника идёт от финиша к старту к вам навстречу. Танки на карте мысленно делятся на друзей и врагов. То есть для друга, идущего навстречу, ваши противники (фашисты) будут ему союзниками. Цель – не дать пройти сопернику. Рано или поздно два игрока встречаются и сражаются в схватке. Проигравший отступает от ближайшей красной метки назад и пропускает ход на починку техники.Синяя метка означает пропуск одного хода. Это может быть из-за обстрела танков авиацией, бомбёжек миномётчиков, брода через реку или из-за плохой погоды (смотрите картинки).
Игра имеет множество достоинств. Это просто, интересно и познавательно. Играя, ребята запоминают, как выглядят советские и немецкие танки, самолёты, корабли времён Великой Отечественной войны, соотносят изображения с названиями.
Помимо сказанного, игру можно дополнять самостоятельно. Например, во второй версии можно дополнить условия игры возможностью каждым игроком устанавливать на пути 2-3 мины. Если потом сам на них встаёшь, то остаёшься цел. А противник подрывается. Это нужно для возможности запаса времени на починку своей техники. А также это добавляет игре интриги.
Конечно, можно усложнять игру. В качестве примера – степень пробития снарядом танка. Допустим, вы вступили в схватку с противником. По новым условиям вы пробиваете его броню только, если у вас выпадает число 5. То есть количество выстрелов увеличивается.
Также можно призывать на помощь авиацию (карточки с самолётами можно нарисовать самим). Даже если противник далеко, попробуем его подбить. Как? Вызываете авиацию и кидаете кубик два раза. Если первый раз выпадает одна из цифр метки, на которой сейчас стоит противник, то он ранен (подбит). А если каким-то чудом второй раз выпадает вторая цифра метки, то противник уничтожен и начинает двигаться с самого начала. Авиацию можно вызывать сколько угодно раз.
Каждые новые подобные усложнения условий игры не просто делают её интереснее, но и развивают воображение, представление, моделирование ситуации, прогнозирование, развивает планирование, осторожность. Каждые новые условия игры способствуют развитию ребёнка. Если он будет увлечён игрой и будет знать, что правила можно придумывать самому (совершенствовать их), то в скором времени мы получим игры разнообразных вариаций.
Разнообразие игры возможно не только при помощи сюжета, персонажей, но и при изменении функций самого игрального кубика. Например, нам нужно внести ясность в то, что же происходит, когда в танк попадает снаряд. Вариантов исхода попадания может быть масса. Это и возгорание, и ранение экипажа (ранен механик-водитель, и танк ехать не может), и повреждение орудия, и детонация боеукладки (взрыв танка). Всё это может быть на отдельном игральном кубике, который можно обрисовать самостоятельно. То есть при схватке мы кидаем не один кубик с цифрами, а сразу два кубика (с цифрами и со значками «взрыв», «ранение экипажа», «повреждение орудия», «пожар»). Это задаёт не только вариативность событий в игре, но и развивает у игроков словарный запас (запоминание при частом повторении слов, знакомство с новыми терминами, историческая достоверность). Причём комбинации на двух кубиках могут интересно взаимодействовать. Представим, что мы бросили кубики и у нас выпали цифра «2» и «Сбита гусеница» (значок). А у противника выпала цифра «5» и «Рикошет», что означает его возможный проигрыш. Надо кидать кубики ещё раз, но он уже не сможет отступить (убежать), так как у него ходовая часть повреждена. Кстати, ходить можно как вперёд, так и назад (пожеланию). Если в схватке с противником ваш танк загорелся, то, кидая кубики, вы можете потратить цифры не на выстрел, а на отступление, и противник не сможет вас добить.
Стоит отметить, что использование дополнительного игрального кубика со значками повреждений требует прописанной таблицы результатов разных комбинаций. А это уже творческий процесс, который каждый может сформулировать по-своему. Играйте и придумывайте! Придумывайте и играйте!
Сергей Денисов, учитель
ИЗО и ПТО, МБОУ КОШИ,
р. п. Магнитка, Кусинский район
Рекомендуем почитать
- «Мир Детства 2016»
- TOLO — любимая игрушка
- Всё для организации игрового пространства!
- Детская комната – лайфхаки для жизни
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии