"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Мой маленький подводный мир
Я – педагог дополнительного образования, являюсь руководителем арт-студии «Hand made». Работаю с детьми в разных творческих направлениях с множеством разнообразных материалов и техник, но в основном люблю обучать лепке из полимерной глины. Ведь при помощи этого замечательного материала можно создавать свой сказочный мир. И, в отличие от пластилина, это сохранится на долгие годы. Помните, какой фурор в своё время произвели игрушки из киндер-сюрпризов? Эти фигурки ищут, собирают и коллекционируют до сих пор. Они имеют большую ценность как во временном плане (памятные моменты), так и в художественном (фигурки миниатюрные, но хорошо детализированные, искусно оформленные). А у нас получаются свои, не менее (а в чём-то и более) изящные и оригинальные фигурки. Применение этим маленьким скульптурам можно найти без проблем. Это и замечательный сувенир на праздник, и брошь на одежду, и кулон на подвеске, и новогодняя игрушка, и персонажи для самодельного мультфильма или театра теней и т.д. Применений этим произведениям искусства масса. Но самое главное – это чудо мы делаем сами!
У меня с детства мечта – побывать на Красном море. Она пока что не осуществилась, но однажды мне попалась на глаза книга «Обитатели Красного моря» с очаровательными фотографиями. Иллюстрации меня очень впечатлили, и я решила использовать их для разработки своих творческих идей в рабочих программах. Просматривая книгу, я начала рисовать обитателей морского мира и настолько погрузилась в это дело, что решила создать свой маленький подводный мир. Отсюда и прописала в учебно-тематический план блок тем «Мой маленький подводный мир» для занятий с учащимися по предметам «Рисование» и «Лепка». Ведь огромное значение в преподавании имеет интерес, вовлечённость в творческий процесс самого педагога. Мне эти темы близки, они меня радуют. Зарядом настроения и интереса я автоматически делюсь с детьми на занятиях. Они всё видят, всё чувствуют и заряжаются энергией. Всё это уже не поддельный азарт, а настоящая заинтересованность обеих сторон, не имитация интереса, не притворство, а искреннее желание создать прекрасное произведение искусства. Детям гораздо полезнее и интереснее быть с художником, чем с учителем, притворяющимся художником!
Потом, как итог проведённых занятий, я решила создать декоративный аквариум (без воды) и по-разному комбинировать разные детали (кораллы, ракушки, водоросли, рыбки). По сути, на завершающем этапе сборки композиции получается игра в мозаику, конструктор, что добавляет процессу интереса, интриги. Итог может получиться неожиданным и приятным для самого автора.
Над созданием декоративного аквариума трудились дети возрастом от 11 до 13 лет. Конечно, не обошлось без трудностей. А без них и обучение – не обучение. Преодоление затруднений, решение творческих задач учит брать себя в руки, преодолевать барьеры. Трудности были только в том, что детали были очень миниатюрные. С одной стороны, это требует усидчивости, внимательности, общей концентрации. Но, с другой стороны, это развитие мелкой моторики рук, вдумчивости, пошаговое выполнение сложных задач (разбивка задания на ряд мини-задач, выполняя которые, можно легко и уверенно выполнить задание), возможность вовремя исправить ошибки, внести изменения в форму.
Мы рисовали рыбок, которых хотели слепить, и потом по рисункам или по фотографиям лепили из полимерной глины жителей нашего аквариума. Процесс этот творческий, не требующий прямого соответствия получаемых образов с реальными формами обитателей морского мира. Ребята могли дополнять получаемые фигурки различными декоративными элементами, украшениями. А с кораллами это вообще предпочтительно, так как в них целая палитра всевозможных красок, форм и проявлений (чудеса природы). Поэтому, как говорится, голь на выдумку хитра.
Для эмоциональности образов рыб мы использовали глазки для кукол, которые могут шевелиться при раскачивании фигурки. Получается наполовину реальный, наполовину мультяшный образ (что для восприятия детей во многом выигрышнее, чем строгий реальный мир форм). Получились прикольные фигурки. И надо заметить, что фигурок после работы остаётся ещё много. Имеются в виду оставшиеся детали. Ведь при изготовлении из полимерной глины каждая деталь лепится отдельно, а потом только состыковывается с другими. Но это не беда, из остатков можно собрать неожиданные интересные броши, композиции для магнитиков на холодильник и т.д.
Аквариум мы нашли настоящий. Кто-то когда-то держал живых рыбок. Но для декоративного аквариума вариантов может быть масса. Это можно сделать из тонкого прозрачного пластика, использовать большие банки, плафоны от светильников. Можно собрать коробку из стекла, но обязательно необходимо как-то закрыть режущие кромки (пластиковые уголки, они недорогие) или заклеивать силиконом. Но лучше, конечно, использовать уже готовую форму. Альтернативу всегда можно найти в магазинах товаров по сниженным ценам. В общем, всё зависит от смекалки учителя, который всегда найдёт выход из любой сложившейся ситуации и выйдет победителем. Это тоже важно для обучения детей. Ведь мы с вами знаем, что для развития личности важна не только благоприятная развивающая среда, но и личность наставника, педагога, на которого постоянно обращён взор учеников.
В итоге, мы с ребятами собрали замечательный декоративный аквариум с рыбками, кораллами, камушками, водорослями. И теперь этому чудо удивляются все посетители, гости нашей мастерской. Стоит отметить, что мои ребята-ученики – большие молодцы, трудяги, творцы, художники. Я верю, что мы с ними создадим, воплотим в жизнь ещё много прекрасных творческих идей.
Татьяна Куклова, педагог
дополнительного образования,
МАУДО ДДТ, г. Челябинск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии