"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Лэпкуб «Математика для малышей»
Развитие математических представлений детей в современном мире начинается уже в раннем возрасте. Малыши показывают на пальчиках свой возраст, их окружают игрушки разной геометрической формы. Дети легко ориентируются в знакомой комнате и быстро находят нужные кнопки на клавиатуре пульта от телевизора или в телефоне. Несомненно, уже в раннем возрасте ребёнок вплотную сталкивается с математикой, поэтому важно поддерживать детское любопытство и в игре развивать представления о количестве, форме, размере, учить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Именно игра поддержит и ускорит познавательную активность детей, создаст условия для запоминания сложной информации, поможет ребёнку освоить простые знания и закрепить элементарные навыки.
Сколько игр по математике должно быть? Как и где они будут храниться? Замечательное пособие было придумано и внедрено западными коллегами – это лэпбук. Это книжка-раскладушка или папка с подборкой игр, стихов, картинок, соответствующих одной теме.
Поскольку подготовка проекта осуществлялась довольно длительный период, накопилось много идей для реализации. Большое количество материала и математических игр необходимо было оформить компактно, чтобы было всё понятно и доступно ребёнку, а главное, хранилось в одном месте. Для оформления всего материала удачно подходила форма лэпбука. Но, в связи с накоплением огромного количества игр, было принято решение расширить книжку-раскладушку. Именно так появился лэпкуб. Одним из правил создания лэпбука является участие ребёнка, но данное пособие создано педагогом для детей раннего возраста. И в силу этого дети принять участие не смогли.
Дидактическое пособие по математике представляет собой куб 30х30 см и высотой 30 см. Выполнено пособие полностью из ткани с жёстким уплотнителем. Верхняя часть лэпкуба – съёмная крышка. При съёме крышки стенки не разваливаются, они закреплены по бокам хлястиками на кнопках. Это нужно для того, чтобы ребёнок не потерял детали при открывании. Каждая грань куба аккуратно отстёгивается. На них, внутри, расположены игры или кармашки с играми. Задняя стенка двойная и несёт две функции: на внутренней части расположены карманы с клапанами на кнопках для хранения съёмных деталей и игр, а снаружи полностью покрыты велкротканью. Если стенку раздвинуть и закрепить в виде крыши, с двух сторон образуется рабочее пространство, которое подразумевает игру уже не одного, а двух детей. Держится такой двусторонний экран на липучке, при необходимости легко отстёгивается. С трёх сторон от велкроэкрана расположены стенки. Боковые при этом тоже двойные, но они раскрываются горизонтально на столе, поэтому имеют каждая по три рабочих пространства.
На центральной откидной стенке расположены материалы для ознакомления ребёнка с количеством и счётом. Все атрибуты можно использовать отдельно при знакомстве с числом и цифрой или вместе при закреплении навыков пересчёта. Их можно держать в руках или крепить липучкой на велкроэкран. Для знакомства с количеством и цифрой в пределах пяти в отдельном кармашке сшиты фетровые карточки, на которых с одной стороны пришиты фигурные пуговицы, а с обратной стороны - цифры. Помимо визуального восприятия предметов при пересчитывании, ребёнку предлагается потрогать их, а контур цифры можно обвести пальчиком, с целью задействовать тактильные ощущения. После знакомства с количеством на предметах предлагаем заменить их на точки и аналогично соотнести их количество с цифрой. С целью разнообразить задания, можно использовать веер с цифрами.
Ребёнку обязательно понравится игра с числовыми домиками, которые выполнены в виде абака. Домик с прорезным окошком крепится на велкроэкран, ребёнку предлагается посчитать предметы или найти на слух цифру и сдвинуть шкалу так, чтобы ответ оказался в окошке домика. Числовых домика два, они пригодятся для дальнейшего знакомства детей с разрядами единиц и десятков.
На правой откидной стороне куба задействованы три поверхности. На одной из них «Геоборд». Жёсткая поверхность, на которую равномерно пришиты пуговицы на ножке, дополнение – канцелярские резинки. При помощи резинок, которые ребёнок растягивает и зацепляет за пуговицы, можно изображать цифры, картинки, закрепить знание геометрических фигур. Для начала дети пользуются карточками-образцами, которые крепятся на велкроэкран или на стол, в дальнейшем проявляют свою фантазию и умение ориентироваться на плоскости.
Когда «Геоборд» переворачивается, с обратной стороны раскрывается цветок «Геометрик». Цветок сшит из фетра, на внешних краях каждого из лепестков вшита петелька из репсовой ленточки, а при помощи шнурка лепестки можно стянуть, то есть закрыть цветок. У цветка семь лепестков, на каждом из них при помощи рубашечной кнопки крепится геометрическая фигура. У каждой фигуры своё место, на лепестках вышиты контуры геометрических фигур. Дети в игре знакомятся с названием фигуры, обследуют её край пальчиком, находят силуэт, учатся сравнивать и соотносить изображение на лепестке с деталью в руках. Также развивается мелкая моторика во время застёгивания кнопок, шнуровки.
Рядом планшет с кольцами Луллия. В отдельном кармашке хранится несколько съёмных деталей для игры, стрелки и центральные детали, которые удерживают кольца. Крепится всё на магнитную кнопку. Несколько вариантов игр: с прорезным окошечком, со стрелкой и кольца на совмещение. Каждая игра направлена на закрепление представлений о цвете, геометрических фигурах, цифрах, количестве, временах года, частях суток, дней недели. Эти игры можно совмещать с цветком «Геометриком» и некоторыми другими из лэпбука, тем самым создавая новые и разнообразные задания для ребёнка.
Слева откидная сторона куба тоже двойная и имеет три поверхности. Одна из них имеет с двух сторон по два хлястика с рубашечными кнопками, на которые надеваются и хранятся прозрачные папки на липучках и кнопках с играми. Точно такое же место для хранения игр предусмотрено в центральной части лэпкуба, которая является дном. На этих креплениях помещается очень много съёмных папок, которые со временем можно менять, пополнять. Вот некоторые из игр в конвертах: фетровые шашки и шахматы на липучках с велкрополем, «Собери картинку», «Собери пирамидку», «Тень от предмета», «Бросай кубик, ищи игрушку», «Длинный-короткий», «Широкий-узкий», «Высокий-низкий», «Раскраски», «Расставь игрушки на полки», «Четвёртый лишний», «Посади цветочек», «Большой-маленький», «Не повторись», «Выше-ниже», «Сундук сокровищ», «Абакус».
Рядом на отдельной странице необычная игра с тремя зафиксированными вертикально репсовыми лентами. На каждой ленте по три подвижных кружка с липучкой в центре. С боку страницы откидная деталь с цветочками и листьями трёх цветов и трёх размеров. Детали крепятся на липучку. Задания зависят от возраста и задачи, поставленной педагогом. Здесь ребёнок знакомится с размером: маленький, средний, большой, расширяя словарный запас словами «больше» и «меньше». Можно предложить расположить цветы одного размера по рядам или столбикам, то же самое задание может быть по цвету цветочков или оттенку листочков. Ребёнок развивает умение ориентироваться на плоскости, знакомится с вертикальным, горизонтальным и диагональным расположением деталей. Идёт активизация в речи слов «выше», «ниже», «право», «лево», «между». В усложнённом варианте заданий развивается логическое мышление и формируется математическая речь: расположи в ряд слева направо жёлтые цветы в убывающем порядке, справа налево красные цветы в возрастающем порядке и т.д. И, пожалуй, самое сложное задание как для ребёнка, так и для взрослого: расположи все цветы так, чтобы они в каждом ряду и в каждом столбике не повторялись ни по цвету, ни по размеру. Подобная игра является начальным этапом в знакомстве ребёнка с таблицей. В игре малыш знакомится со столбцами, рядами, диагональю, употребляет в речи правильные математические фразы, учится ориентироваться в пространстве.
Отдельной игрой в лэпбуке оформлена таблица 5х5 с ячейками для указания цвета и формы и семидесяти двух съёмных деталей девяти цветов и восьми форм. Игра сшита из фетра отдельным планшетом с карманом из сетки для хранения всех деталей. На этой таблице дети постарше смогут закрепить все полученные ранее знания и умения, причём задания они смогут создавать для себя сами.
С обратной стороны планшета находится числовой домик для изучения состава числа в пределах пяти. Многоэтажный домик с окнами-липучками и съёмные цифры рядом за кустиком. На чердак выкладывается цифра, допустим 3, в окошках подбираются цифры, которые в сумме дают такой ответ. При затруднении внимание ребёнка обращаем на облачко. Это лабиринт с пятью синими и пятью красными пуговками под сеточкой. Облако швом разделено на две части: в верхней части облака находятся все пуговицы, в нижнюю мы сдвигаем необходимое число пуговиц, например, три красные, выкладываем в окошки цифры 3 и 0, затем убираем одну пуговицу и меняем её на синюю, в окошках крепим цифры 2 и 1 и так далее. Ребёнок наглядно на предметах видит состав числа и учится выкладывать его при помощи цифр. Здесь же возможно использование карточек, которые находятся в центральной части лэпбука для знакомства с количеством и счётом с целью разнообразить игру, помочь ребёнку дополнительным наглядным примером или же усложнить задания.
Интересная находка произошла в процессе создания лэпкуба. Для уплотнения всех карточек и некоторых фетровых деталей использовался ламинатор. Оказалось, что заламинированные «Обводилки» и «Лабиринты» легко превращаются в многоразовые игры, поскольку теперь по ним можно рисовать фломастером, а потом легко стирать линии тряпочкой.
В чём уникальность лэпкуба «Математика для малышей»? Одной из самых удачных особенностей созданного лэпкуба является то, что все грани куба отстёгиваются и могут использоваться самостоятельно в виде планшета с игрой. Кроме того, некоторые игры могут объединяться между собой, создавая при этом совершенно новую игру с другими задачами. Ещё один удачный момент в случае разъединения куба на планшеты, это привлечение в мир математики большего количества детей и организацию игры для всех одновременно. Так можно организовать образовательную деятельность в разновозрастной группе, где некоторые дети только постигают азы математики, а некоторые активно закрепляют изученный материал. Мы видим, что прослеживаются ещё две особенности: весь материал лэпкуба делится на разные уровни сложности. Задания носят не только ознакомительный характер, но и направлены на закрепление навыков.
Следующая особенность, это возможность привлечь детей разного дошкольного возраста, поскольку разный уровень сложности игр позволяет обеспечить организацию деятельности с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Отсюда следует вывод о временном промежутке использования подобного дидактического пособия. Лэпкуб будет актуален в любой возрастной группе и сможет сопровождать детей от первой младшей группы до подготовительной. Это пособие будет и в дальнейшем активно пополняться, так как система хранения съёмных игр в конвертах хорошо продумана и расположена в нескольких местах, поэтому для новых игр будет достаточно места. Также есть возможность сделать ко многим имеющимся играм дополнение в качестве усложнения.
Лэпбук «Математика для малышей» – кладезь знаний для детей и «выручалочка» для педагога в любом режимном моменте, организации совместной или индивидуальной работы. На данный момент лэпкуб содержит 39 игр и в планах продолжать пополнять его новыми играми. Математическое пособие может быть использовано не только воспитателем, оно разнообразит уроки учителя в начальной школе и станет отличным помощником педагогу дополнительного образования.
Наталия Саюпова,
воспитатель МАДОУ
Д/с № 124, г. Череповец
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии