"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Дети и шоколадная фабрика
Образовательные задачи: расширять представления дошкольников о шоколаде, обогатить словарный запас новыми словами – кондитер, шоколатье, какао-бобы, какао, какао-масло.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, творческое мышление, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: побудить в детях радость от исследовательской деятельности и новых открытий.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, несколько видов шоколадных плиток, кастрюля, чайник, стаканы, тарелки, тёрка, ложки, салфетки, пластилин, фольга, цветная бумага, ножницы, клей, наклейки, бусинки.
Ребята признались, что очень любят шоколад. Особенно им нравятся шоколадные яйца с сюрпризом в виде игрушки. Дети рассказали, что родители не разрешают часто их есть, так как от переизбытка шоколада могут появиться аллергия, кариес и лишний вес. А если шоколада съедать немного, то будет хорошее настроение и здоровье!
Отрадно, что родители воспитанников знакомят детей с культурой здорового питания, однако, ребята хотели бы больше узнать о шоколаде. Они спрашивают, из чего сделан шоколад, когда он появился, какие есть виды, кто его готовит и сколько изделий можно из него приготовить. С целью расширения представлений дошкольников о любимом лакомстве был разработан проект «Дети и шоколадная фабрика».
Ход деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на ваши вопросы о шоколаде постараются ответить Фиксики. Хотите узнать, из чего сделан шоколад?Дети: Да!
Воспитатель: Тогда смотрим на экран. (Дети смотрят фрагмент серии Фиксиков «Шоколад».)
Воспитатель: Расскажите, ребята, что вы узнали?
Дети: Главное в шоколаде – это какао-бобы.
Воспитатель: Правильно. Какао-бобы – это семена шоколадного дерева. Их обжаривают, дробят и мелко трут. Ребята, а из тёртого какао что выжимают?
Дети: Какао-масло.
Воспитатель: Верно. Если смешать какао-масло, тёртое какао и сахар, получится горький шоколад, а если добавить молоко – молочный. Иногда в шоколад добавляют орехи, изюм, дольки фруктов, лепестки цветов и даже морскую соль!
Дети: Когда появился шоколад?
Воспитатель: Жители Латинской Америки узнали о шоколаде много тысяч лет назад. Поначалу они шоколад не ели, а пили. Обжаренные бобы смешивали с водой и добавляли острый перец. Тогда это был очень горький напиток. Зато сейчас шоколад стал любимым лакомством всех детей и взрослых.
Дети: Какие есть виды шоколада?
Воспитатель: У шоколада много видов – горький, тёмный, молочный и белый. (Воспитатель показывает каждый вид детям.) Если в специальном оборудовании взбить шоколадную массу, будет пористый шоколад, если не взбивать – получится плотный.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, какими свойствами обладает шоколад?
Дети: Да, хотим узнать!
Воспитатель: Хорошо, мы будем проводить эксперименты. (Воспитатель рассаживает детей вокруг стола, на котором разложен необходимый инвентарь.)
Воспитатель: Смотрите, ребята, это пористый, воздушный шоколад. А это плотный шоколад. (Дети рассматривают наличие и отсутствие пор на срезе двух кусочков.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какой из них легче, а какой тяжелее. (Ребята наблюдают, как воспитатель сначала опускает в стакан с водой кусочек пористого шоколада, а потом опускает в другой стакан с водой кусочек плотного шоколада.)
Дети: Пористый плавает наверху, а плотный быстро утонул.
Воспитатель: Как вы считаете, почему?
Дети: В пористом шоколаде есть воздух, а в плотном шоколаде нет воздуха.
Воспитатель: Верно. Какой сделаем вывод?
Дети: Шоколад может плавать, если в нём есть воздух, и может упасть на дно стакана, если в нём нет воздуха.
Воспитатель: Молодцы. Давайте, ребята, посмотрим, что станет с шоколадом, если его нагревать. (Воспитатель заливает кипятком из чайника кастрюлю, а сверху кладёт тарелку с кусочком шоколада.)
Дети: Он тает! Он течёт!
Воспитатель: Правильно, он расплавился и превратился в жидкость. А что это значит?
Дети: Шоколад может быть твёрдым и жидким.
Воспитатель: Умнички! Дети, помойте, пожалуйста, руки с мылом, вытрите их полотенцем. Мы с вами попробуем разломать шоколад. Получается? (При разламывании издаётся характерный треск.)
Дети: Да.
Воспитатель: А я натру его на тёрке. Видите, дети, получилось! Что это означает?
Дети: Шоколад твёрдый, его легко ломать и легко тереть на тёрке, значит он хрупкий.
Воспитатель: Молодцы, вы сделали хорошие выводы. Можете попробовать кусочек горького шоколада – тёмный и кусочек молочного шоколада – светлый. (Дети угощаются и сравнивают вкус двух видов шоколада.)
Воспитатель: Ребята, какой шоколад вам кажется вкуснее и почему?
Дети: Молочный понравился больше, потому что он сладкий.
Воспитатель: Ребята, можно приготовить много разных видов шоколада, можно положить больше сахара или меньше. А вы знаете, кто делает шоколад?
Дети: Повар!
Воспитатель: Не совсем так. Шоколад готовит шоколатье, а изделия из шоколада готовит кондитер. Мы с вами скоро отправимся на экскурсию в кондитерскую фабрику «Рот Фронт» и выясним, как там готовят шоколадные изделия.
Дошкольники с большим нетерпением ожидали путешествие. И не зря! Нас встречал необычайно приятный шоколадный аромат. Сотрудники продемонстрировали сказочно-красивые изделия из карамели, рассказали о фабрике, о профессиях шоколатье и кондитер. Специалисты показали нам поэтапный процесс производства кондитерских изделий. Нагретая шоколадная масса разливается в формочки и охлаждается в специальных установках. Карамели нарезаются на дольки, покрываются шоколадом и отправляются по конвейеру дальше. Сотрудники представили разные виды продукции из шоколада: конфеты, батончики, карамель, драже, вафли, шоколадные плитки. Потом они провели дегустацию продукции и вручили сладкий подарок.
На память об увлекательном проекте «Дети и шоколадная фабрика» ребята изготовили свой «шоколад». Дети, воображая себя кондитерами, слепили из пластилина плитки шоколада, завернули их в фольгу, обернули цветной бумагой и украсили упаковку наклейками, бусинками, соблюдая всю технологию «производства». В итоге у каждого ребёнка получилась готовая памятная продукция.
Проект получился ярким, интересным, насыщенным, запоминающимся, и мы рады, что дошкольникам понравилось принимать в нём участие! Дети дошкольного возраста любознательны, их интересует всё на свете, они задают много вопросов и выступают инициаторами исследований. Просто их надо услышать.
Лэйсан Шафикова, воспитатель,
Галина Фёдорова, ст. методист,
ГБОУ Школа № 2000, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Как развить любознательность у ребёнка?
- Алла Романова, главный редактор
- Игрушки-самоделки для развития малышей
- Грандиозный Рождественский бал у Крячунят
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии