"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Инженерная школа для малышей
Познание и исследования – это сущность и движущая сила развития. Это норма человеческого бытия и особенно детства. Исследуя окружающий мир, маленький человечек раздвигает границы, обретает уверенность в себе, познаёт жизнь. Задача взрослых – помочь ему в этом: создать условия, направить.
«Инженерная школа для малышей» родилась как программа дополнительного образования в детском саду. Инженеры – ребятишки 2-3-х лет, воспитанники второй младшей группы, которые только привыкают к детскому саду. А веду эту школу я, педагог-психолог, а по первому образованию – инженер-строитель. Для меня такое взаимодействие с детьми – это возможность познакомиться с новыми воспитанниками и их родителями, узнать, как они себя чувствуют, как им живётся в детском саду, то есть форма сопровождения их адаптации к новым условиям.
Чем же является инженерная школа для самих ребят? Это всегда желанное время встречи с Бимом. А пёс Бим (перчаточная игрушка, с которой я прихожу к детям) – это научный руководитель нашей инженерной школы. На каждое заседание научного совета Бим приносит коллегам свой чудесный ящик, в котором всегда есть материал для размышлений, ёмкости для идей и инструменты для открытий. Хотя любой другой человек может увидеть лишь обувную коробку, пластиковые бутылки, крупы и всякие подручные предметы.
Чем же занимаются мини-инженеры? Тем же самым, что и инженеры полноразмерные. Начинают с изучения материалов, ёмкостей и инструментов. Как пример сыпучих материалов мы рассматриваем крупы и фасоль (чтобы самые шустрые, кто всё стремится не только посмотреть и потрогать, но и попробовать на зуб, не могли себе навредить). Ребята погружают руки в большую чашку с крупой, берут пальчиками по крупинке, пробуют набрать в ладонь, зажать в кулаке, пропустить сквозь пальчики, называют свойства: размер, количество, сыпучесть (когда-то потом они смогут произнести и такие слова, как «фракция», «объём», «насыпная плотность», и будут измерять и описывать качества грунта, цемента, горной породы и чего-то ещё).
Бим: Что это?
Дети: Зёрнышки.
Бим: Сколько их?
Дети: Много.
Бим: Какие они?
Дети: Белые, маленькие.
Бим: Возьми много в ручку, зажми в кулачок, подними повыше. Что происходит?
Дети: Сыпятся!
Бим: Догадались?
Дети: Да, это рис.
А потом Бим приносит пшено. И будущие гении инженерной мысли учатся сравнивать и проговаривать результаты сравнений. После этого из чудесного ящика извлекается пластиковая бутылка, и она пустая. Ребята тут же бросаются исправлять этот недостаток – наполнять крупой. И зёрнышки разлетаются повсюду. Как же всё-таки наполнить бутылку, не просыпая зёрнышки мимо? В чудесном ящике очень кстати оказывается тетрадный лист, из которого получается отличная воронка. Это первое изобретение мини-инженеров. И так начинается их знакомство с инструментами. И постепенно каждый ответственный инженер обретает навык - наполнять ёмкость засыпным материалом без потерь объёма (ну и взрослые вокруг становятся чуточку счастливее).
На следующем учёном совете перед детьми встаёт новая задача. Ведь Бим приносит фасоль: она белая, как рис, её много, как риса, но, в отличие от риса, её удобней брать в руки по одной (ребята обретают первые представления о счёте), и она не проходит через воронку. Очень быстро наблюдательные и сообразительные ребята выясняют причину этого: «дырочка маленькая!», и находят способ решения – увеличить отверстие, обрезав кончик воронки. Так совершается первая модификация изобретения.
Далее малыши не только сыпят, но и льют. На каждой новой встрече с Бимом арсенал материалов, ёмкостей, инструментов пополняется. Дети получают в своё распоряжение воду, камешки, манную и гречневую крупу, горох, керамзит в разных количествах и сочетаниях. Они пробуют пересыпать и переливать их из и в разные ёмкости с помощью разных инструментов: ложки, совка, сита, вилки, шумовки, щипцов, воронки.
Наполненные бутылочки и контейнеры – это тоже объекты для исследований и модификаций. Ребята сравнивают их не только по качеству и количеству наполнителя, но и по весу, скорости и продолжительности падения, кручения и особенностям качения по прямой и наклонной плоскости. Немало их интересуют также процесс и последствия столкновения двух и более объектов. Любому, кто хоть немного помнит школьный курс физики, на память сразу придут термины «масса», «объём», «скорость», «ускорение», «центробежная сила», «инерция». Этих слов наши воспитанники ещё не знают, но уже активно изучают эти явления.
И, конечно же, в процессе всего этого юные исследователи понимают (пусть в силу возраста и не могут пока чётко выразить словами), что никакой предмет в этом мире не существует сам по себе, а два и более взаимодействующих предмета образуют систему. Такими опытными системами и являются путепроводы: простые, гибкие и сложные. Составляя путепроводы в различных комбинациях и манипулируя с ними, дети моделируют разные явления: от обвала до течения реки и сообщающихся сосудов. К окончанию годичного обучения в «Инженерной школе для малышей» дети под руководством чуткого наставника Бима собирают сложный путепровод, состоящий из целого ряда этапов, в путешествие по которым можно пускать шарики, камешки, фасолины или даже мелкие машинки.
Занятия инженерной школы проводятся один раз в неделю, но чудесный ящик Бима остаётся в группе. Поэтому ребята могут повторять свои эксперименты и исследования в любое свободное время. Воспитателям тоже нравится приобщаться к инженерному делу.
«Инженерная школа для малышей» обеспечивает создание развивающей среды, в которой дети уже в 2-3 года через собственный опыт выявляют свойства и закономерности взаимодействия различных объектов, учатся формулировать итоги своих наблюдений и экспериментов, пробуют себя в воздействии на предметы и явления окружающего мира. Для взрослых эта программа хороша тем, что не требует особых затрат на создание этой среды. Основные материалы – это предметы быта и повседневного обихода, которые всегда есть под рукой, и при желании филиал «Инженерной школы для малышей» можно открыть и дома.
Наталья Актанко, педагог-психолог,
МБДОУ Детский сад № 5
р.п. Хор, Хабаровский край
Рекомендуем почитать
- Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Мишка-ловишка»
- Мир материнства и детства
- Стрелялки и войнушки
- От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии