"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Исследовательский проект «Космический мусор»
Содержание этапов проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
После посещения «Авиационно-космического зала» городской библиотеки № 2 г. Ульяновска дошкольники нашей группы проявили интерес к разным вопросам о космосе. Ответить на многие из них помог разработанный нами проект «Космический мусор», который и представляем читателям.
Цель проекта взрослая: организовать условия для развития познавательного интереса и творческого потенциала дошкольников.
Цель проекта детская: узнать о летающих вокруг Земли космических объектах.
Этап 1. Постановка проблемы. Братья-близнецы Даниил и Кирилл эмоционально рассказали в группе об очередном своём открытии: в космосе много мусора, который может упасть и уничтожить на Земле всё живое.
(Наша планета погибнет, и я не стану стоматологом, - загрустил Даниил. - Вырасту, стану космонавтом, и уничтожу весь космический мусор! - сразу решил Кирилл.) Мы предложили уточнить, как он намерен действовать. Мальчик затруднился ответить на вопросы, и тогда дошкольникам предложили поучаствовать в исследовании: собрать информацию о причинах возникновения космического мусора и попытаться найти способы его уничтожения. Дети выразили готовность к исследованию.
Этап 2. Накопление информации. С дошкольниками рассмотрели энциклопедии о космосе, которые они приносили в детский сад, им продемонстрировали видеосюжеты «Один день в космосе», «Что такое астероид?», «Планеты, галактики». Вместе с родителями дети посетили Мини-планетарий в музее «Метеорологическая станция Симбирска» и «Музей авиации и космонавтики» в школе № 69 Ульяновска.
После обсуждения новой информации о космосе мы подвели детей к следующим выводам:
- у планеты Земля есть естественный спутник Луна, который сопровождает нашу планету в бесконечном космическом путешествии;
- в космическом пространстве периодически происходят столкновения естественных небесных тел и появляются их обломки;
- в космос людьми запущено много разнообразных искусственных спутников, которые выполняют разные задачи;
- одни устройства помогают учёным исследовать звёзды и планеты, чтобы больше узнать о нашей Земле и о том, как сохранить и защитить всё живое на ней от космических опасностей;
- исследовательские зонды позволяют наблюдать за ледовой обстановкой арктических морей, отслеживать перемещения судов в океане;
- полученные с космических аппаратов изображения дают людям полезную информацию для прогноза погоды и об изменении поверхности Земли;
- с помощью спутников работает современная мобильная связь и навигаторы, которые помогают находить нужное направление движения и выбирать наиболее удобный путь следования.
- некоторые из созданных людьми исследовательских спутников и космических платформ со временем заканчивают свою работу в космосе и становятся ненужными;
- космический мусор – это космические объекты, которые движутся по своим орбитам, но под действием силы притяжения Земли постепенно к ней приближаются.
Дошкольники узнали, что многие падающие космические объекты сгорают, попадая в верхние слои атмосферы, но зафиксированы факты падения на Землю металлических фрагментов отработавших свой срок космических устройств и механизмов, частей метеоритов и астероидов.
При отсутствии воздуха, воды и микроорганизмов мусор не может быть разрушен в космосе, как на Земле, и он постепенно накапливается. При неконтролируемом изменении орбиты разные предметы могут столкнуться с действующими спутниками и вывести их из строя, а также упасть на Землю, не успев сгореть. Учёные ещё не придумали способы борьбы с космическим мусором и не изобрели устройства для этого.
Дети выразили желание помочь нашим исследователям и решить проблему, поэтому в группе мы провели конкурс рисунков «Выше к звёздам» с чтением стихов о космосе. Каждый участник смог выразить своё впечатление о накопленной информации и эмоциональное отношение к ней. На большинстве детских рисунков были образы космических мусоросборников, и в общении с педагогом дошкольники объясняли принцип действия своих аппаратов. Тогда возникла идея сделать их модели, чтобы инженеры и конструкторы летательных аппаратов смогли по ним разработать настоящие действующие механизмы. Дошкольники вместе с педагогами изготовили модели из бросового материала и дали им названия, отражающие принцип действия: «Поглотитель», «Баллончик», «Роботоп» и другие. Дети сделали также спутники, летающую тарелку, носители космических кораблей, макеты «Космонавты в открытом космосе» и «Полёт на Луну». Все эти и другие связанные с космосом предметы мы поместили в мини-музей.
Этап 3. Систематизация информации. С помощью взрослых ребята оформили таблицу и разместили в ней:
- схемы с рисунками, которые символизируют разный мусор на Земле и в космосе;
- пиктограммы, обозначающие причины, по которым возникает этот мусор;
- символы, отображающие способы сбора мусора на Земле, и своё представление о том, как его можно собрать в космосе.
В результате анализа содержания таблицы детьми были сделаны следующие выводы: чтобы максимально обезопасить нашу планету, космический мусор нужно утилизировать непосредственно в космосе; для этого нужны специальные аппараты; принцип действия таких аппаратов основан на наблюдениях за сбором мусора на Земле при учёте условий космического пространства.
Для систематизации представлений детей о космических объектах мы изготовили с ними при участии родителей лэпбук «Космическая станция звёздочки». В нём представлены «космическая» клавиатура и экран со сменой картинок; модель Солнечной системы; материал тематических кармашков «Космические загадки», «Интересные факты», «Стихи о космосе», а также карточки с лабиринтами и разрезными картинками, игры «Сложи Солнечную систему», «Узнай спутник по тени» и другие.
Этап 4. Презентация проекта. Презентация «Космический мусор» отразила все этапы нашего проекта. Даниил и Кирилл успешно представили её на Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ «Мой проект».
Татьяна Почитаева, воспитатель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии