"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
В гостях у дымковских мастеров
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития подготовительной группы
Цель: расширять представления об игрушках народных промыслов России.
Образовательные области по ФГОС ДО: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Обучающие задачи: закреплять представления о дымковской глиняной игрушке и особенностях дымковского узора; учить изготавливать элементы узора из пластилина, создавать новый образ с помощью техники лепки на бумаге.
Развивающие задачи: обогащать зрительные впечатления, музыкально-слуховой и художественный опыт детей; расширять и активизировать словарь образных слов, эпитетов, сравнений; развивать эстетические чувства; способствовать свободному проявлению художественного творчества.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду народных умельцев, первоначальные патриотические чувства.
Оборудование: ноутбук, мульти-проектор, экран, музыкальный центр; элементы народных костюмов для детей.
Демонстрационный материал: дымковские игрушки; презентация «Игрушки из Дымково»; аудиозапись «Песнь половецких дев «Улетай на крыльях ветра» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»; магнитная доска; силуэт коня из плотной белой бумаги А 2.
Раздаточный материал: разрезные и цельные картинки с изображением дымковских игрушек и городецкой игрушки; разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
Ход деятельности
Дефектолог: Дорогие гости, добро пожаловать в нашу Дымковскую слободу! Знаете ли вы, чем с давних пор славится село Дымково?
Дети: Здесь мастера делают из глины игрушки.
Дефектолог: Глиняные игрушки не только лепят, их обжигают в печи, покрывают раствором из мела и молока, а потом расписывают узорами. (Педагог привлекает внимание детей к дымковским игрушкам на столе и предлагает их рассмотреть.) Вот такие игрушки получались в селе Дымково: водоноска, индюк, конь, барышня.
Все игрушки непростые,
Дети: Все волшебно-расписные!
Дефектолог: На любой ярмарке игрушки дымковских мастеров были самыми яркими, нарядными и весёлыми. Предлагаю рассказать о них стихами.
В гости к нам пришла,
Дымковских красавиц,
2-й ребёнок: Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный!
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
3-й ребёнок: За студёною водицей,
Водоноска-молодица,
Как лебёдушка плывет,
Вёдра красные несёт.
4-й ребёнок: Утка - Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.
5-й ребёнок: Что за конь!
Только тронь -
Со всадником вместе,
Ускачет вёрст за двести.
6-й ребёнок: Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
7-й ребёнок: Под берёзки на лужки
Выбегают петушки.
Зелёные сапожки,
Красные серёжки.
Дефектолог: Игрушки наши повсюду славятся. Подходите скорее, и вам понравятся! (Дети берут в руки игрушки, рассматривают их, затем садятся за столы.) Ребята, что отличает игрушки дымковских мастеров от других?
Дети: Дымковские игрушки всегда белого цвета, а узор разноцветный.
Дефектолог: Какие элементы используют в узоре дымковские мастера?
Дети: Круги, кольца, полоски, точки, клетки из полосок.
Дефектолог: Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор! Перед каждым из вас на подносе части картинки. Если вы их правильно сложите, то сможете назвать игрушки. (Дети собирают разрезные картинки и называют игрушки.) А теперь постарайтесь найти свою игрушку среди цельных картинок на моём столе. (Дети выбирают картинки и сравнивают изображение на них с составленным из частей. Если ребёнок сделал правильный выбор, то педагог предлагает прикрепить картинку к доске.)
Дефектолог: Молодцы, ребята! Теперь взгляните на доску. Что вы заметили?
Дети: Одна картинка не подходит к остальным. На ней нет дымковского узора.
Дефектолог: Верно! Я рада, что вы хорошо различаете дымковский узор! Но что за роспись на этой игрушке?
Дети: Это городецкая роспись! (Дошкольники по цепочке называют отличия элементов дымковского и городецкого узоров.)
Дефектолог: Давайте немного разомнёмся. Выходите, игрушки расписные! (С детьми проводят двигательную паузу, затем они садятся за столы.)
Хохотушки вятские, (Выполняют поворот друг к другу с улыбкой.)
Щеголихи слободские, (Выполняют поворот вокруг себя.)
Кумушки посадские. (Делают небольшие приседания.)
У нас ручки крендельком, (Выполняют движение руками вперёд, на пояс.)
Щёчки будто яблочки. (Легко прикасаются ладонями к своим щекам.)
С нами издавна знаком (Выполняют наклоны туловища влево, вправо.)
Весь народ на ярмарке! (Разводят руки в стороны и опускают их.)
Дефектолог: Знаю, что вы, ребята, хотите научиться искусству дымковских мастеров, и сегодня я приготовила для вас сюрприз. Догадайтесь, какой: не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Дети с помощью педагога отгадывают загадку и называют коня. Дефектолог демонстрирует большой бумажный силуэт коня и прикрепляет его к магнитной доске.)
Дефектолог: Верно, это конь. Давайте украсим его дымковскими узорами из пластилина. Хотите это сделать? Что нам для этого нужно приготовить? (Дошкольники выражают интерес к предложенной деятельности и называют всё необходимое для неё. Затем они дружно готовят свои рабочие места за двумя столами.)
Дефектолог: Чтобы конь получился нарядным, будем использовать разные элементы узора. Что будут лепить мастера за каждым столом? (Дети договариваются о том, что за одним столом они будут лепить круги и колечки, а за другим - «колбаски» для выкладывания волнистых линий и прямые полоски.) Каждый, кто сделает элемент узора, может подойти к силуэту коня и прикрепить его. (Звучит музыка. Дошкольники лепят разноцветные элементы узора и украшают ими силуэт коня. На заключительном этапе деятельности они вместе с дефектологом рассматривают коня и делятся впечатлениями.)
Дефектолог: Какой замечательный красочный конь у вас получился! Из вас обязательно получатся искусные мастера. Спасибо вам за старание!
Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог
ШМК «Бибирево» ДО № 4, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Карманные расходы школьника
- Отзывы на статью «Бизнес с пелёнок»
- «Собери урожай». Настольная игра для малышей!
- От «Улыбки» станет всем светлей…
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии