"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Знакомство с русской народной культурой
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: продолжить формировать интерес к русской истории и народной культуре.
Образовательные задачи: закреплять представления о символике флага России, русских народных сказках, предметах народного быта и костюме, декоративно-прикладном искусстве Хохломы, Гжели и Городца.
Развивающие задачи: развивать интерес к истории и культуре русского народа, эстетический вкус, умение характеризовать родную страну.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к культуре русского народа, любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость на восприятие русской народной музыки.
Оборудование: проектор, экран, музыкальный центр, флэш-карта.
Демонстрационный материал: презентация «Моя Родина - Россия»; картинки с изображениями героев русских народных сказок; платочек; слайды.
Раздаточный материал: картинки с изображениями современных и старинных предметов народного быта, последовательности рисования элементов городецкого, хохломского и гжельского узоров; для каждого ребёнка - 14 элементов городецкого узора и полоса жёлтой бумаги размером 29,7х11 см.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; уточнение значения слов чугунок, кокошник, кафтан, люлька, сундук, лавка, сарафан, печь, половник, самовар; подбор прилагательных к словам страна и Родина; рассматривание народных костюмов, предметов быта и их изображений; декоративное рисование по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, кто-то спешит к нам в гости! (Звучит «Танец феи Драже» П.И. Чайковского. Появляется кукла Алиса и приветствует детей). Посмотрите, ведь это Алиса, героиня сказки Льюиса Кэрролла.
Алиса: Я очень люблю путешествовать и хочу узнать о вашей стране. В подарок вам я привезла разноцветные медальоны. (Дети рассматривают и надевают медальоны, благодарят Алису.)
Воспитатель: Давайте расскажем Алисе о нашей Родине. (Педагог демонстрирует слайд с изображением государственного флага России.)
Дети: Мы живём в России. Это флаг нашей страны. (Дети рассказывают о символическом значении цветов флага.)
Воспитатель: Если путешествовать по России на поезде, то путь с запада на восток займёт целую неделю. (Педагог демонстрирует слайд с картой России.) Давайте скажем и покажем Алисе, какая наша Родина. (Дошкольники встают в круг и рассказывают о России.)
Страна у нас: большая, огромная, бескрайняя (берутся за руки и разводят их в стороны всё шире и шире), любимая (рисуют в воздухе сердечки), родная (прижимают обе руки к сердцу), здоровая (ставят руки на пояс), могучая (поднимают руки со сцепленными пальцами вверх), весёлая (пританцовывая, кружатся вокруг себя), приветливая (поднимают руки вверх и машут ими), крепкая, сильная (сгибают руки в локтях и сжимают пальцы в кулаки), дружная (кладут руки на плечи рядом стоящих детей)!
Воспитатель: Как много слов вы назвали! (Детям предлагают сесть на стулья.) Русский народ очень талантливый. Сколько сказок им создано! Многие из них мы с вами знаем. Предлагаю игру «Из какой я сказки?». (Педагог последовательно демонстрирует изображения героев русских народных сказок «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Сивка-Бурка». Дошкольники называют персонажей и их и сказки.)
Воспитатель: Какие ещё русские сказки вы помните? (Дети называют сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Теремок».) Молодцы! В них добро всегда побеждает зло, многие из них волшебные. Но почему эти сказки называются народными? (Дети отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Трудолюбивые люди многие предметы быта раньше создавали своими руками. Сейчас мы используем современные предметы, которые вам хорошо знакомы. Давайте поиграем. Постарайтесь подобрать в пару картинки, на которых изображены старинный предмет и современный, который пришёл ему на смену. (По предложению педагога дети делятся на 3 подгруппы в соответствии с белым, синим и красным цветом медальонов. Они подходят к 3-м столам с картинками, выполняют задание, затем называют предметы.)
Дети: Лапти-ботинки, лапти-босоножки; чугунок-кастрюля; сарафан-платье; печь-плита; кокошник-шляпка; самовар-чайник; кафтан-куртка; люлька-кроватка; лавка-стул; половик-палас; сундук-шкаф. (Педагог привлекает внимание детей к экрану. На нём представлены чувашский, русский и татарский народные костюмы.)
Дети: Это народные костюмы.
Воспитатель: Есть ли среди них русский народный костюм? (Дети указывают расположение костюма на слайде.) По каким особенностям вы его узнали?
Дети: У женского костюма есть кокошник, блуза и сарафан. (Педагог последовательно демонстрирует два слайда с народными костюмами. На каждом из них среди других есть изображение народного костюма Рязанской, Смоленской или Тамбовской области. Дети указывают расположение русского костюма на каждом из слайдов.).
Воспитатель: Русский народ умеет и трудиться, и веселиться. Мы с вами тоже поиграем! (С детьми проводится игра «Гори, гори ясно».) Ребята, Россия славится декоративно-прикладным искусством. Какие росписи вам знакомы? (Дошкольники называют хохломскую, гжельскую и городецкую роспись.) Молодцы! Попробуйте разложить на столах картинки в последовательности рисования элементов узора каждой росписи. (С детьми проводится игровое упражнение «Разложи по порядку» и предлагается рассказать об особенностях каждой росписи. Дети называют основные элементы узоров и краски, которые используют мастера.)
Воспитатель: Всё правильно назвали! Предлагаю вам стать мастерами и составить свой узор по мотивам городецкой росписи на полосе. (Звучит народная мелодия «Русские гусли». Дети составляют узор, затем рассматривают работы друг друга.) Молодцы! Каждый узор очень красив! Алиса, надеемся, что тебе понравилось у нас. Дети рассказали тебе много интересного про нашу страну. (Алиса благодарит дошкольников и прощается с ними. Воспитатель обсуждает с детьми моменты НОД.)
Ирина Фастовская, воспитатель
МБДОУ Д/с № 96 «Алёнушка»,
г. Чебоксары Чувашской Республики
Рекомендуем почитать
- Коллекционная игрушка-сюрприз
- Математика – это просто! Методика Н. Зайцева
- Полезные друзья – витамины!
- Многофункциональные ширмы, как средство развития детской сюжетно-ролевой игры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии