"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Давайте поиграем в музей
Первое посещение музея – это одно из интересных и волнующих событий в жизни ребёнка-дошкольника. Он воспринимает новую, необычную для него культурно-информационную среду на положительном эмоциональном фоне, интересуется её содержанием и выражает желание пойти в музей ещё не один раз, если представленные экспонаты ему понятны и имеют хорошо знакомое функциональное назначение. Поддержать интерес к выставке помогает диалог с экскурсоводом и непосредственное участие детей в процессе знакомства с экспозицией в увлекательных играх-квестах, конкурсах, викторинах.
В нашем детском саду подготовка к посещению музея является одним из направлений педагогической работы с дошкольниками старше 4-х лет в условиях специально организованной игровой развивающей среды. Её содержание позволяет сформировать у детей представления о музее; постепенно подводить их к осмыслению понятий «музей», «тематическая экспозиция», «выставка»; создавать атмосферу предвосхищения события посещения такого культурного центра вместе с родителями, знакомить с правилами поведения в нём. Мы выделяем также следующие развивающие и воспитательные задачи: стимулировать познавательный интерес дошкольников с помощью музейных экспонатов, формировать предпосылки проектно-исследовательской деятельности; приобщать детей к культурному наследию своего народа, страны, человечества; воспитывать бережное отношение к музейным предметам; развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевых играх событий, связанных с посещением музеев.
Для формирования и уточнения представлений дошкольников о музее мы используем тематические беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжетов, а также проекты по созданию в образовательной организации мини-музеев. Экспонаты этих музеев значительно обогащают игровую среду детского сада, потому что их можно не только рассматривать, трогать руками и нюхать, но и использовать в детских играх. Родители стали нашими союзниками в таком интересном начинании, и в результате сотрудничества взрослых и детей появилось несколько мини-музеев.
В музее «Неваляшки» собраны эти по-разному оформленные игрушки, они отличаются формой, размерами, материалами для изготовления. Предметы музея «Деревянная игрушка» позволяют проследить историю игрушек из дерева, а в музее «Сказки «Лукоморье» представлены атрибуты из разных сказок. Музей «Ложки» отличает от других не только коллекция ложек, детей знакомят здесь с выполненными на их основе народными куклами. Экспонаты музея «Кукляндия» - это куклы из разных материалов, а в мини-музее «Музыкальной игрушки» представлены соответствующие старинные и современные игрушки. Некоторые экспонаты дети, педагоги и родители изготовили своими руками, другие предоставили их бабушки и дедушки, среди них есть игрушки, которым более 50-и 60-и лет.
В каждой возрастной группе содержание музейной экспозиции определено с учётом интересов детей и пожеланий родителей, но все музеи объединяет общая и самая важная для дошкольников тема, понятная и близкая им – игра и игрушка. В наших музеях со всеми экспонатами можно поиграть! Педагоги широко используют эту возможность при организации сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин игрушек», «Концерт», «Ярмарка» и других. Интерес дошкольников к играм с музейными предметами неизменно велик. Дети с удовольствием играют с соломенной и глиняной игрушкой, которая забавляла малышей и сотню лет назад. С тряпичным мячом-попинухой можно играть ничуть не хуже, чем с резиновым. Эти мячи, сшитые из ненужных лоскутков ткани, вызвали у детей неподдельный восторг. А как же иначе? Ведь мяч – любимая игрушка детей с древних времён. Играя с попинухой, дети, с помощью взрослых, научились старинным традиционным играм двадцатого века, таким, как: свечки, хватки, пятнашки, перекидыши. Конечно же, воспитателям пришлось подготовиться к обучению детей таким играм, детально изучить правила этих игр и потренироваться самим.
В процессе таких игр формируется не только особый интерес, но и бережное отношение к игрушке, как к экспонату мини-музея. Мы отметили также развитие познавательного интереса дошкольников к особенностям представленных в мини-музеях игрушек, истории их появления в детских играх, а также желание самостоятельно сделать игрушку, которая понравилась. С учётом этого были организованы коллективная продуктивная деятельность детей «Мастерская игрушек» и семейные проекты по изготовлению игрушек-экспонатов для музея: лаборатория «Соломка», «Необычное из обычного», игрушки из ниток «Волшебная нить».
Создание музеев увлекло и детей, и взрослых. Для их посещения теперь определены специальные правила, и у каждой группы появилась возможность познакомиться с экспозицией любого мини-музея в дошкольном отделении. Педагоги проводят интересные экскурсии, в структуру которых обязательно включают игры с экспонатами музеев. Однако, играть с музейными предметами можно и в другие заранее определённые дни. В группах старшего дошкольного возраста для приобщения детей к культуре музея предложена сюжетно-ролевая игра «Идём в музей». Она требует тщательной подготовки, чтобы всё было «по-настоящему»: и витрины для экспонатов, и билеты в музей, и правила поведения, и дети-экскурсоводы.
На завершающем этапе работы по созданию мини-музеев мы объединили все экспозиции в один большой музей, который продолжает пополняться до сих пор. Его экспонаты находят широкое применение в играх дошкольников и способствуют развитию детского творчества в художественно-прикладной деятельности, пробуждают интерес к традициям и истории жизни наших предков, стимулируют активное общение сверстников. Совместная работа по созданию мини-музеев в нашем дошкольном отделении позволила педагогам сделать музей привлекательным для детей и заложить первый камешек в фундамент познания ребёнком удивительного мира музеев.
Елена Бобровникова, методист
Ольга Кузнецова, ст. воспитатель
Светлана Буденчук, воспитатель
ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
СП № 11, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии