"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Путешествие в Музыкальное королевство
Цель: приобщать дошкольников к музыкальной культуре.
Обучающие задачи: формировать и расширять представления о музыкальных инструментах.
Развивающие задачи: развивать слуховое внимание, мышление, способность эмоционально откликаться на музыку.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к музыкальным инструментам.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, мультимедийный проектор, экран.
Демонстрационный материал: презентация «Музыкальные инструменты», аудиозапись звучания скрипки, контрабаса, рояля, баяна; предметные картинки с изображением струнных, ударных и клавишных инструментов; костюмы персонажей.
Раздаточный материал: разноцветные султанчики, бубны, маракасы, бубенцы, музыкальные треугольники, румбы, барабаны; бросовый материал: пластиковые стаканчики, бутылочки и другое; пуговицы, камешки, песок и другой наполнитель; украшения для инструментов.
Ход занятия
(Дети входят в зал под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».)Муз. руководитель: Ребята, приглашаю вас совершить путешествие в Музыкальное королевство, в мир музыкальных звуков и мелодий. (Дети выражают интерес.) Как вы думаете, кто самый главный в этом королевстве? (Дети отвечают.) Хотите познакомиться с королевой? Тогда отправляемся! (Звучит «Бал сказок» П.И. Чайковского. Дети берутся за руки и закрывают глаза; педагоги «превращаются» в персонажей сказки.)
Королева. Ребята, рада видеть вас в Музыкальном королевстве! Мои помощники Нотка До и Скрипичный ключ помогут рассказать о нём.
Скрипичный Ключ и Нотка До: Добро пожаловать!
Королева: Вы уже знаете, что музыка складывается из музыкальных звуков. На 3-х островах нашего королевства живут большие умные черепахи. Они очень любят и берегут музыкальные инструменты. На одном острове находятся клавишные инструменты. (Педагог демонстрирует слайд с изображением этих инструментов и предлагает детям назвать их. Затем загадывает загадки про рояль, аккордеон и фортепиано. Каждую правильную отгадку сопровождает звучание инструмента.) На другом острове хранятся струнные инструменты. (Детям демонстрируют слайд с изображением указанных инструментов, и предлагают назвать их. Затем звучит фрагмент пьесы «Апрель» П.И. Чайковского, и внимание дошкольников обращают на партии струнных инструментов.) На третьем острове собраны разные ударные инструменты. (Дошкольникам демонстрируют слайд с изображением этих инструментов, затем с детьми проводят игру «Угадай, что звучит?».)
Нотка До: Раньше черепахи ссорились, ведь каждая из них считала инструменты на своём острове самыми важными. Но однажды они услышали, как прекрасно играл оркестр. Умные черепахи поняли, что все инструменты одинаково важны, только нужно правильно их использовать, согласовывать игру и стремиться к единому исполнению.
Королева: Из чего же складывается музыка? Конечно, из музыкальных звуков. Их издают музыкальные инструменты, когда на них играют музыканты. Звучание этих инструментов мы с вами можем уловить и в марше, и в танце, и в песне. Марш – это музыка с чётким ритмом, его задают барабаны и литавры. Давайте пройдём маршем по залу, и вы услышите, как ударные инструменты руководят ритмом наших шагов. (Звучит «Спой нам, ветер» И. Дунаевского. Дети маршируют по залу вместе со Скрипичным Ключом.) Музыку танца создают разные инструменты, но среди них есть и ударные.
Нотка До: Ребята, я могу научить вас очень задорному танцу. Хотите? (Дети исполняют под музыку «Барбарики» Т. Залужной танец с султанчиками, повторяя движения за Ноткой До.)
Королева: Вы очень весело танцевали, ребята! Мы с вами знаем ещё одно направление в музыке – песню. Ударные инструменты помогут вам задорно исполнить её. (Дети выбирают музыкальные инструменты по желанию и исполняют с ними «Песню про бабушку», муз и сл. Д. Казакевич.)
Скрипичный Ключ: Ребята, вы прекрасно пели, танцевали и играли на инструментах! Открою вам секрет: в моей мастерской мы сможем сами изготовить музыкальные инструменты. Хотите попробовать? (Дети выражают заинтересованность и окружают педагога.) Сделаем инструменты из этих пустых пластиковых баночек, контейнеров, бутылочек и других знакомых вам вещей. (Педагог привлекает внимание дошкольников к бросовому материалу и демонстрирует, как из него можно изготовить музыкальные инструменты. Дети наблюдают и при желании помогают.)
Маракасы. В пустую бутылочку помещаем мелкие пуговицы, плотно закрываем её крышкой. При встряхивании слышен шум. Маракас зазвучит иначе, если насыпать не пуговицы, а мелкие камешки или песок.
Спрячем крупную бусину в футляр от «киндер-сюрприза» и вложим его между двумя пластиковыми ложками. Потом соединим их цветным скотчем и украсим этот маракас блёстками.
Бубен. Кладём в футляры от «киндер-сюрпризов» пуговицы, камешки или сухую фасоль. Скотчем прикрепляем футляры к кольцу от пяльцев для вышивания, располагая их по кругу. Бубен готов!
Трещётки. На крепкую верёвку нанизываем бельевые прищепки и завязываем по краям петельки. Также можно использовать старые компьютерные диски, чередуя их с крышками от пластиковых бутылок.
Колотушки. Открываем контейнер из-под «Nesquik» и пропускаем под крышкой верёвочку. На обоих её концах находятся футляры от «киндер-сюрпризов» с камушками внутри. Закрываем крышку контейнера, и колотушка готова.
Скрипичный Ключ: Ребята, теперь предлагаю вам самостоятельно изготовить музыкальные инструменты и сыграть на них. (Дошкольники делают маракасы, при затруднении им помогают педагоги. Затем взрослые и дети дружно танцуют под русскую народную мелодию «Ах вы сени мои, сени».) Вижу, что вам понравилось в мастерской! Все эти самодельные музыкальные инструменты вы можете использовать в играх и танцах, а также при постановке спектаклей и инсценировке песен.
Королева: Сейчас, ребята, нам пора прощаться. Но мы ещё обязательно встретимся! (Дети прощаются со Скрипичным Ключом, Ноткой До и Королевой.)
Лада Кутилина, воспитатель
Нина Лещук, муз. руководитель
АДОУМО ЦРР - Д/с № 26 «Незабудка»,
г. Долгопрудный Московской обл.
Рекомендуем почитать
- Игрушки для лета и для зимы, ТМ "Тишин папа"
- Мотылёк
- Игровые наборы «Новый формат»
- Игрушки из мусора
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии