"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Подвижные игры с секретом
Адаптированные игры для решения задач умственного развития дошкольников 5-7 лет
Подвижные игровые действия на свежем воздухе являются неотъемлемой частью ежедневной деятельности дошкольников. Они важны как для гармоничного физического развития детей, так и для формирования у них произвольного поведения, ответственности за свои действия, умения играть в команде и принимать во внимание игровые умения и физические возможности товарищей. Представляю читателям адаптированные игры средней и малой подвижности, с помощью которых можно развивать не только силу, быстроту, ловкость и точность движений, но и внимание, память, мышление, навыки счёта и другие умения дошкольников. Важно, что такие игры дают возможность завоевать уважение среди сверстников детям с разными физическими возможностями. В них дошкольники могут играть и с родителями, все участники неизменно получают заряд бодрости и положительные эмоции.
Разные фигуры
Всем знакома игра «Море волнуется». В традиционном варианте с удовольствием играют в неё и современные дети. Однако, не менее привлекательным является и адаптированный нами вариант этой игры для решения задач развития зрительного внимания и памяти дошкольников. Дети назвали его «Разные фигуры». Обычно после слов «на месте замри» дошкольники останавливаются в какой-либо позе и не двигаются, а ведущий обходит все «фигуры» и выбирает в соответствии с правилами либо ту, которая наиболее понравилась, либо ту, которая пошевелилась. Мы предлагаем следующее. Ведущий обходит «фигуры» и старается запомнить их, а также расположение фигур относительно друг друга. Затем он говорит: «Море волнуется раз... два… три, морскую фигуру скорей измени», отворачивается или закрывает глаза. В это время игроки меняют что-либо в своих фигурах или по желанию переходят на другое место. При этом дети обо всех изменениях могут договариваться между собой с помощью неречевых средств общения. Ведущему нужно заметить и назвать произошедшие перемены.
Пять названий
Игру, в которой участники обычно отбивают от земли или от стены мяч со словами «я знаю пять имён (названий или действий)» провожу также со скакалкой или верёвкой. Перепрыгивать или перешагивать через лежащую на земле скакалку можно разными способами, о которых дошкольники договариваются заранее или их предлагает педагог. Например, могут быть шаги с притопом или хлопком, прыжки на двух ногах; на одной ноге, со сменой ног или скрещивая их. Особенно актуальны адаптированные игровые правила, если дети ещё недостаточно хорошо умеют ловить или отбивать отскакивающий мяч. Доступные для выполнения правила привлекают дошкольников, и они с интересом участвуют в играх.
Для формирования в игре мыслительных операций обобщения, группировки или классификации заранее подготавливаю карточки для ведущих. На них представлены задания в виде напечатанных слов и пиктограмм. Например: назови части автомобиля или предмета посуды, цвета, рабочие инструменты, ягоды или деревья. Ведущий объявляет задание, и дети по очереди называют соответствующие ему по смыслу слова, выполняя при этом условленные шаги или прыжки через скакалку и верёвку.
12 палочек
В этой игре в центре площадки устанавливают «качалку» из деревянного цилиндра и дощечки, затем на один конец дощечки кладут 12 палочек. Дети выбирают водящего. По правилам игры он считает вслух до 20, а игроки в это время прячутся. Последний, кого не нашёл водящий, подбегает к дощечке, топает по её свободному концу и «разбивает» 12 палочек. Водящий в этом случае собирает разлетевшиеся палочки и водит вновь. Если же он нашёл всех детей, то водит последний, а палочки «разбивает» водящий.
Поскольку счёт до 20 смысловой нагрузки в игре не несёт и необходим для определения примерно равных временных интервалов, ввожу в правила игры обратный счёт от 20 до 1, счёт двойками от 2 до 20, прямой или обратный счёт от заданного числа; а также пересчёт 10 предметов при согласовании существительных с числительными.
Умные классики
Эту игру предлагаю использовать для формирования у детей навыков классификации при выделении функционального назначения предметов и их свойств. Зная тему, дошкольники передвигаются по классикам, как обычно, и называют группы предметов в соответствии с классификацией их от общего к частному, а затем предметы внутри каждой группы. Каждый играющий называет группы одного уровня классификации, но, если их мало, может перейти на более низкий уровень. Например, ведущий сообщает тему: «Транспорт». 1-й играющий называет следующие группы: наземный транспорт, воздушный, водный, подземный. 2-й играющий выделяет группы наземного транспорта: специальный, грузовой, пассажирский. Далее он может назвать предметы, входящие в одну из названных групп, или продолжить игру, не называя их. В последнем случае транспорт, входящий в выделенные группы называют следующие играющие.
Тише едешь, дальше будешь
Водящий встаёт спиной к остальным игрокам на расстоянии 10-12 шагов от них. После его слов «Тише едешь, дальше будешь!» дети начинают приближаться к нему. Когда водящий поворачивается к детям и говорит: «Стоп!», им нужно остановиться и замереть. Если кто-то дотронулся до водящего, то дети убегают, а водящий их догоняет. Первый, кто дотронется до водящего, занимает его место.
Мы предлагаем следующий вариант изменения правил игры: после слов «Тише едешь, дальше будешь!» водящий называет слова, которые обозначают предметы одного класса, или являются родственными. Дети выделяют класс предметов или ключевое слово для подбора родственных слов сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Остальные играющие могут делать один шаг по направлению к водящему только после того, как он назовёт слово. Итак, сколько слов называет водящий, столько шагов делают дошкольники. Например, водящий называет 4 предмета летней одежды: шорты, футболку, сарафан, панаму. Дети могут приблизиться к нему на 4 шага, но вот шаги-то могут быть разной длины!
Татьяна Зотова, воспитатель
АОУМО ЦРР – Д/с № 26 «Незабудка»
г. Долгопрудный Московской обл.
Рекомендуем почитать
- Мешаете ли вы детям повзрослеть?
- Игры для физического развития
- Дымковский козлик
- Лаборатория 50 игр с интерактивной морковкой
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии