"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Вариативная игра «Весёлый паровозик»
Запоминание и припоминание всегда осуществляются в рамках определённой деятельности и зависят от её особенностей. Дошкольник хорошо запоминает всё, что привлекло его внимание, заинтересовало и вызывало эмоциональный отклик. В этом возрасте запоминание часто происходит непроизвольно, вне зависимости от желания ребёнка, без заметного волевого усилия. Несмотря на то, что объём памяти по мере взросления постепенно увеличивается, способность к запоминанию можно развивать. Для дошкольников актуальной является игровая форма развивающих внимание и память упражнений с использованием понятного наглядного и речевого материала.
Предлагаю вниманию читателей игру «Весёлый паровозик», которая способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи детей от 2,5 лет. Она может быть с успехом использована воспитателями, родителями и гувернёрами. В детском саду педагоги могут предложить детям игру в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности со взрослым, а также во время свободной самостоятельной деятельности. Играть может как один ребёнок, так и подгруппа детей. В состав игры «Весёлый паровозик» входят карточки с картинками и игрушки. На каждой демонстрационной карточке изображён паровозик с пятью вагонами, который везёт четырёх пассажиров и коробки с подарками. Раздаточные карточки представлены тремя наборами. На каждой карточке первого набора изображён один пассажир поезда и подарок, о котором он знает; на каждой карточке второго набора – только подарок. Изображения подарков на карточках первого и второго наборов совпадают. В третий набор входят карточки с изображением подарочной коробки. Их размер таков, что при наложении на карточки первого и второго набора они полностью закрывают изображения подарков, и ребёнок подарки не видит. Все входящие в набор игрушки соответствуют изображениям пассажиров и подарков. При желании в игру можно вводить новые игрушки и предметы, дополнив наборы карточек. Раскроем ход игры.
1 вариант. Картинки-игрушки
Педагог предлагает ребёнку рассмотреть карточку с изображением поезда и поясняет, что в гости к нему едут игрушки и везут с собой подарки. Далее дошкольник берёт карточки первого набора. Изображения подарков на них открыты. Ребёнок называет пассажиров и подарки. Затем взрослый закрывает изображения подарков карточками с подарочной коробкой, предлагает дошкольнику выбрать соответствующие им игрушки и по памяти соотнести подарки с пассажирами. Когда пары пассажир-подарок ребёнком составлены, педагог убирает карточки с изображениями коробок и предлагает проверить правильность выполнения задания.Для детей младшего дошкольного возраста количество карточек с изображением пассажиров и подарков увеличивают постепенно и только при правильном выборе игрушек с последующей их расстановкой. Плохо говорящим детям предлагают карточки с изображениями, названия которых имеют доступную для них слоговую структуру и могут быть произнесены каждым ребёнком самостоятельно или с обучающей помощью педагога.
2 вариант. Картинки-картинки
Этот вариант игры отличается от первого тем, что, закрыв изображения подарков, педагог предлагает детям рассмотреть карточки второго набора и ответить на вопрос: «Чей это подарок?». Дошкольники выбирают карточки и проверяют правильность ответов так же, как и в первом варианте.3 вариант. Со звуком в названии
Если параллельно с развитием внимания и памяти с помощью игры педагог будет решать задачу автоматизации в словах определённого звука, следует подобрать изображения на карточках и игрушки, в названии которых этот звук присутствует и находится в требуемой позиции. Игру проводят по первому или второму варианту, при этом увеличить количество произносимых слов с автоматизируемым звуком можно и при увеличении количества подарков, и при увеличении количества пассажиров, которые хотят отправиться на поезде в путешествие. Некоторые из них действительно поедут в вагонах, другие останутся на перроне.Таким образом, предлагаемая игра вариативна. Её можно применять в работе с детьми разного возраста, изменять в зависимости от их возможностей и поставленных задач количество вагонов, пассажиров и подарков, а также способ обозначения закрытых карточками подарков - картинками или игрушками.
Следует отметить многофункциональность игры «Весёлый паровозик». Она может быть использована при освоении практически любой образовательной области, если подобрать в соответствии с изучаемой темой пассажиров поезда или подарки. Например, пассажирами могут быть как домашние животные, так и животные леса, луга, степи, саванны; герои сказок или люди разных профессий. Подарки могут соответствовать темам «Игрушки», «Овощи», «Новый год», «Посуда», «Геометрические фигуры» и другим. Такой тематический подбор игрового материала позволит педагогу одновременно с развитием внимания и памяти решать задачи развития речи и активизации словаря детей при составлении небольших рассказов о путешествии пассажиров и их подготовке к нему; развития мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации при выборе подарков; формирования элементарных математических представлений при сравнении цвета, формы и величины подарков, их пересчёте, уравнивании количества пассажиров и количества подарков.
При введении в игру детей младшего возраста педагог предлагает поиграть с игрушечным поездом, покатать его, рассадить по вагонам пассажиров; использует в качестве музыкального сопровождения песни «Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!» и «Голубой вагон». Это способствует преодолению застенчивости дошкольников, снятию эмоционального напряжения, повышению интереса к игровым действиям.
В целом игра «Весёлый паровозик» соответствует требованиям ФГОС ДО и может найти применение в разных образовательных областях для закрепления знаний и представлений детей, их речевого и умственного развития.
Татьяна Мандрыка, воспитатель ГКП ГБОУ
Школа № 236 им. Г.И. Щедрина, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии