"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Сказкотерапия
Сказкотерапия как система развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Существует множество приёмов и методов в работе педагога-психолога детского сада. Одной из самых эффективных и действенных психолого-педагогических технологий, я считаю сказкотерапию. Сказки обладают по-настоящему волшебными свойствами, помогающими людям решать сложные серьёзные задачи, которые встают перед ними. Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта (самосознание, саморегуляция, социальная чуткость, способность управлять отношениями).
После прохождения «Базового курса подготовки сказкотерапевтов» я стала применять в своей деятельности практические разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Именно они легли в основу разработанных мною психологических занятий с воспитанниками подготовительной логопедической группы, психологических тренингов для педагогов и воспитателей детского сада, родителей воспитанников.
Цель использования данной технологии – совершенствовать систему профилактической и коррекционно-развивающей работы в детском саду через эмоционально-личностное развитие детей и взрослых при помощи различных форм и методов работы со сказкой.
Для детей подготовительной логопедической группы большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребёнок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и внимательно его слушать. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Ребята с удовольствием принимают сказку, так как она легко и плавно переходит в игру. Дети примеряют на себя разные роли, стараются оценивать поступки героев сказок.
Свои занятия я строю по следующей структуре:
I этап – создание настроя на совместную работу. Выполняется коллективное упражнение (например, в кругу все, взявшись за руки, смотрят на свечу или передают друг другу мяч).
II этап – анализ того, что делали в прошлый раз и какие выводы были сделаны.
III этап – рассказ и разбор сказки.
IV этап – проведение игр, позволяющих детям приобрести новый опыт. Обсуждение и анализ (в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт).
V этап – ритуал, завершающий «выход из сказки» (например, ребята протягивают руки в круг, совершают действие, будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди).
Занятия проводятся по подгруппам (6-8 детей). Встречи проходят в дружеской обстановке. В ходе занятий каждому ребёнку даётся возможность высказаться, оценить действия сказочных героев. Конкретный язык сказок открывает путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира и человеческих отношений. Обсуждение сказок происходит с опорой на следующую схему:
Данный метод эффективен при работе и с педагогическим коллективом, и с родителями, возраст не ограничен. Общие принципы работы со сказками: осознанность причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях; множественность – одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов; связь с реальностью – каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Существует множество приёмов и методов в работе педагога-психолога детского сада. Одной из самых эффективных и действенных психолого-педагогических технологий, я считаю сказкотерапию. Сказки обладают по-настоящему волшебными свойствами, помогающими людям решать сложные серьёзные задачи, которые встают перед ними. Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта (самосознание, саморегуляция, социальная чуткость, способность управлять отношениями).
После прохождения «Базового курса подготовки сказкотерапевтов» я стала применять в своей деятельности практические разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Именно они легли в основу разработанных мною психологических занятий с воспитанниками подготовительной логопедической группы, психологических тренингов для педагогов и воспитателей детского сада, родителей воспитанников.
Цель использования данной технологии – совершенствовать систему профилактической и коррекционно-развивающей работы в детском саду через эмоционально-личностное развитие детей и взрослых при помощи различных форм и методов работы со сказкой.
Для детей подготовительной логопедической группы большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребёнок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и внимательно его слушать. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Ребята с удовольствием принимают сказку, так как она легко и плавно переходит в игру. Дети примеряют на себя разные роли, стараются оценивать поступки героев сказок.
Свои занятия я строю по следующей структуре:
I этап – создание настроя на совместную работу. Выполняется коллективное упражнение (например, в кругу все, взявшись за руки, смотрят на свечу или передают друг другу мяч).
II этап – анализ того, что делали в прошлый раз и какие выводы были сделаны.
III этап – рассказ и разбор сказки.
IV этап – проведение игр, позволяющих детям приобрести новый опыт. Обсуждение и анализ (в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт).
V этап – ритуал, завершающий «выход из сказки» (например, ребята протягивают руки в круг, совершают действие, будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди).
Занятия проводятся по подгруппам (6-8 детей). Встречи проходят в дружеской обстановке. В ходе занятий каждому ребёнку даётся возможность высказаться, оценить действия сказочных героев. Конкретный язык сказок открывает путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира и человеческих отношений. Обсуждение сказок происходит с опорой на следующую схему:
Данный метод эффективен при работе и с педагогическим коллективом, и с родителями, возраст не ограничен. Общие принципы работы со сказками: осознанность причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях; множественность – одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов; связь с реальностью – каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Людмила Варламова, педагог-психолог ГБОУ СОШ №2
СП Д/с «Алёнушка», ж.д.ст Клявлино Самарской области
СП Д/с «Алёнушка», ж.д.ст Клявлино Самарской области
Рекомендуем почитать
- Ксения Юрьевна Белая
- Многоуровневые вкладыши
- Знание в основе управления!
- Интерактивные и радиоуправляемые игрушки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку