"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Игры на обогащение речи
Одной из важных особенностей речевых занятий является вовлечение детей в подготовку этих занятий, продумывание и организацию, предоставление им выбора. Этот вид работы повышает интерес детей к обучению, обеспечивает его связь с мотивационно-потребностной сферой личности дошкольников. Предлагаем вам дидактические игры и сказочные коммуникативные ситуации для обогащения речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Дидактическая игра «Волшебное панно»
Цель: совершенствовать речевые умения, необходимые для построения текста повествовательного типа.Материал: панно, набор персонажей и различных деталей для составления композиции.
Ход игры
Подготовка к этому занятию предполагает создание детьми сюжетного панно путём изготовления доступными для них способами деталей или частей деталей для игры. Во время занятия дети самостоятельно сочиняют сказки, истории, используя детали панно. Сказки и истории придумывают коллективно: один ребёнок начинает, второй продолжает и так до тех пор, пока повествование не будет закончено. Лучшую сказку следует записать. Надо отметить, что во время таких занятий дети меньше отвлекаются, отмечается максимально высокий уровень коммуникативной мотивации.
Пример составленного текста «Отдых в деревне». Однажды летом Маша и Ваня приехали к бабушке в деревню. Утром они встали, взяли с собой Шарика и побежали к речке. На лугу паслась корова Зорька, конь Воронок, свинка Хрю-Хрю. В речке плавали гуси. Вдруг Маша и Ваня увидели кота Барсика. Он играл с ежами и всё время хотел поймать их. Но ёжики свёртывались в клубок и выставляли свои колючки. Барсик прыгнул на одного ёжика, больно укололся и громко жалобно замяукал. Ваня и Маша засмеялись и сказали: «Какой ты, Барсик, глупый». И всем животным было тоже смешно. Даже мышки смеялись над Барсиком.
Дидактическая игра «Говорящие рисунки»
Цель: совершенствовать связную речь детей, способствовать овладению ими способами активного взаимодействия в условиях совместной деятельности.Материал: доска, мел, рисунки-схемы.
Ход игры
Педагог рассказывает, что давным-давно люди не знали букв и не умели писать. Истории и события, которые им надо было запомнить и сохранить, они рисовали. Такой вид записи называется рисуночным письмом или пиктографией. Таким письмом пользовались в древних странах – Египте, Ассирии, Японии и Китае. Педагог предлагает детям поиграть и нарисовать знакомую историю, например, ту, которая произошла с Красной Шапочкой. Между детьми распределяются обязанности по подгруппам: одни – отражают содержание сказки в рисунках-схемах, выбирая символические изображения леса, домика, Красной Шапочки, бабушки, волка, охотников, другие рисуют сказку, а третья подгруппа «читает» историю по картинкам и рассказывает её содержание. Затем играющие меняются ролями. После того, как дети вспомнили и пересказали содержание сказки, им предлагается изменить сюжет.
Педагог (рассказывает историю): Мама попросила дочку, Красную шапочку, сходить к бабушке. А что было бы, если она попросила дочку не сходить, а сбегать. Как бы тогда развивалась сказка? (Пример рассказа детей: Красная Шапочка быстро бежала по лесу к бабушкиному домику. Ей некогда было останавливаться. Из кустов вышел Серый волк, он хотел спросить Красную Шапочку, куда она бежит, но Красная Шапочка крикнула ему только: «Привет, волк, мне некогда, я спешу». И волк ничего не узнал, а Красная Шапочка прибежала к бабушке. Волк никого не съел.)
Педагог: А давайте, заменим другое действие. В сказке волк побежал, что было духу по самой короткой дороге. Мы с вами заменим на «поплёлся еле-еле». Что тогда получится со сказкой? (Дети предлагают свои варианты.)
Дидактическая игра «Путешествие по нашему городу»
Цель: учить детей определять тему рассказа, подбирать заголовок в соответствии с темой и содержанием.Материал: игровое поле с изображением достопримечательностей города, кубик.
Ход игры
Педагог рассказывает детям о том, как много гостей приезжает (например в Москву) из других городов и стран. Все хотят увидеть красивый город, его достопримечательности. Воспитатель объясняет, кто такой гид, и предлагает игру. Каждый из детей может попробовать себя в роли экскурсовода по родному городу. Ребята кидают кубик и по стрелке двигаются к картинке с изображением какой-либо достопримечательности. Затем ребёнок, выступающий в роли гида, составляет рассказ об этом объекте, другие дети дополняют его рассказ. Все вместе дают этому объекту название, например: «Главная площадь», «Мир игрушек», «Путешествие по зоопарку» или «Диковинные звери», «Лестница-чудесница в подземный город». В результате каждый рассказывающий ребёнок стремится вызвать интерес, получить одобрение и признание сверстников.
Сказочная коммуникативная ситуация
по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»Цель: эмоционально раскрепостить детей, дать возможность выразить свой внутренний мир.
Материал: бумажные лепестки по количеству детей.
Ход игры
Детям предлагается сказочная ситуация на основе знакомой и любимой ими сказки. Девочка Женя, истратив 6 лепестков на исполнение своих желаний, предлагает взять у неё цветок с последним лепестком, чтобы загадать своё самое сокровенное желание. Каждому ребёнку предлагается лист бумаги в виде лепестка, на котором он зарисует своё желание, поделится им со своими сверстниками и педагогом. После чего из этих лепестков создаётся новый сказочный цветок желаний.
В большинстве игровых ситуаций сначала педагог распределяет обязанности, задаёт тему, помогает распределять задания, подводит итоги, оценивает результаты. Впоследствии взрослый находится в роли равноправного партнёра. Таким образом, у детей повышается уровень развития связной речи. Дети учатся создавать тексты с соблюдением структуры повествования, овладевают умением определять тему рассказа и подбирать заголовок.
Ирина Овсянникова, старший воспитатель ГБОУ Школа №1359, Москва
Рекомендуем почитать
- Мягкие игровые модули
- Выставка Messefrankfurt
- Всё, что вам нужно, в одном месте!
- Все, что вам нужно, в одном месте!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии