"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Картотека игр по ФЭМП
Разнообразные игры, нацеленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Материал: геометрические фигуры.
Ход игры
На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети кроме ведущего отворачиваются. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало, какой формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убирать две детали.
Ход игры
Дети в течение минуты рассматривают карту-схему, на которой схематически изображены «пляшущие человечки». Время засекается по песочным часам. 3а минуту, они должны сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга.
Ход игры
Ведущий два раза читает текст (второй раз медленнее): «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними – жёлтое. А дверь у дома была коричневая». Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют дом по описанию, используя названные цвета.
Материал: наборы палочек разной длины. По 5 палочек на каждого ребёнка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и задаёт вопросы. Сколько всего палочек? Чем они отличаются? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой длинной до самой короткой? Помните, что брать можно только нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую длину палочек в порядке их расположения (самая короткая, длиннее, самая длинная). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной.
Ход игры
На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Воспитатель объясняет задание. Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку». Тот, кого я вызову, возьмёт одну из карточек на этом столе, назовёт, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдёт такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою.
Воспитатель может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем задаёт вопросы. Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдёт в группу прямоугольников (кругов)? Дети группируют фигуры. Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? Каких фигур больше? Каких фигур поровну? Как ещё можно сгруппировать фигуры? (По цвету.) Сколько будет групп? Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру.
Материал: два прямоугольника из бумаги, лента, ножницы; квадраты из бумаги (по два каждому).
Ход игры
Воспитатель предлагает проблемный вопрос: «Как разделить прямоугольник на две равные части?». Если дети выполнят задание, воспитатель уточняет, как это сделано, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Аналогичный эксперимент проводят с лентой. Делаются выводы.
Материал: наборное полотно с десятью полосками, карточки с двумя числовыми фигурами (билеты в кино), карточки с изображением животных.
Ход игры
Воспитатель предлагает игру. Представьте, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый кармашек – стул. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по порядку? Сколько стульев в каждом ряду? Давайте вместе назовём номер каждого стула первого ряда. Посмотрите, на карточках изображены животные-зрители. Надо будет для них взять билет в кино. Касса на моём столе. Затем нужно помочь зрителям занять свои места. На каждом билете ряда указан вверху, а номер места внизу. Воспитатель приглашает детей по очереди к своему столу. Каждый берёт билет, громко называет номер ряда и места и помещает картинку с животным в кармашек. Остальные проверяют, правильно ли найдено место.
Ход игры
Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
• Как зовут мальчиков?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша – самый полный; Коля – самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
• Кто где стоит?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы. Кто стоит левее Севы? Кто правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Если Сева уйдёт домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдёт их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
«Сломанная машина»
Цель: учить замечать неточности в изображённом предмете.Материал: геометрические фигуры.
Ход игры
На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети кроме ведущего отворачиваются. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало, какой формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убирать две детали.
«Пляшущие человечки»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки счёта.Ход игры
Дети в течение минуты рассматривают карту-схему, на которой схематически изображены «пляшущие человечки». Время засекается по песочным часам. 3а минуту, они должны сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга.
«Нарисуй по описанию»
Цель: развивать внимание, воображение.Ход игры
Ведущий два раза читает текст (второй раз медленнее): «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними – жёлтое. А дверь у дома была коричневая». Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют дом по описанию, используя названные цвета.
«Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине.Материал: наборы палочек разной длины. По 5 палочек на каждого ребёнка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и задаёт вопросы. Сколько всего палочек? Чем они отличаются? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой длинной до самой короткой? Помните, что брать можно только нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую длину палочек в порядке их расположения (самая короткая, длиннее, самая длинная). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной.
«Найди парную картинку»
Цель: учить ориентировке на плоскости листа, учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.Ход игры
На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Воспитатель объясняет задание. Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку». Тот, кого я вызову, возьмёт одну из карточек на этом столе, назовёт, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдёт такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою.
Воспитатель может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.
«Сгруппируй фигуры»
Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.Ход игры
Воспитатель предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем задаёт вопросы. Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдёт в группу прямоугольников (кругов)? Дети группируют фигуры. Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? Каких фигур больше? Каких фигур поровну? Как ещё можно сгруппировать фигуры? (По цвету.) Сколько будет групп? Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру.
«Поиграем с фигурами»
Цель: учить делить предметы на две, четыре части, отражать в речи результат действия и результат деления.Материал: два прямоугольника из бумаги, лента, ножницы; квадраты из бумаги (по два каждому).
Ход игры
Воспитатель предлагает проблемный вопрос: «Как разделить прямоугольник на две равные части?». Если дети выполнят задание, воспитатель уточняет, как это сделано, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Аналогичный эксперимент проводят с лентой. Делаются выводы.
«Поход в кинотеатр»
Цель: упражнять в порядковом счёте в пределах 10.Материал: наборное полотно с десятью полосками, карточки с двумя числовыми фигурами (билеты в кино), карточки с изображением животных.
Ход игры
Воспитатель предлагает игру. Представьте, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый кармашек – стул. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по порядку? Сколько стульев в каждом ряду? Давайте вместе назовём номер каждого стула первого ряда. Посмотрите, на карточках изображены животные-зрители. Надо будет для них взять билет в кино. Касса на моём столе. Затем нужно помочь зрителям занять свои места. На каждом билете ряда указан вверху, а номер места внизу. Воспитатель приглашает детей по очереди к своему столу. Каждый берёт билет, громко называет номер ряда и места и помещает картинку с животным в кармашек. Остальные проверяют, правильно ли найдено место.
«Мальчики»
Цель: закреплять счёт и порядковые числительные; развивать пространственное восприятие, учить рассуждать.Ход игры
Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
• Как зовут мальчиков?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша – самый полный; Коля – самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
• Кто где стоит?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы. Кто стоит левее Севы? Кто правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Если Сева уйдёт домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдёт их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
Елена Журавлева, воспитатель МБДОУ Д/с № 70, г.Братск
Рекомендуем почитать
- Формирование начальных математических представлений
- Плаваем вместе с SWIMTRAINER
- Коровушка
- Фанты - игра из XIX века
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку