"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Цветик-семицветик
Пособие «Цветик-семицветик» представляет собой комнатное растение в прозрачном горшке с «землёй», «песком», «глиной», керамзитовым дренажом, листьями, семью лепестками (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), тычинками, набором из насекомых (бабочка, пчела, жук, стрекоза, дождевой червь). Его оригинальность заключается в том, что это — вязанная игрушка со съёмными деталями.
Пособие рекомендовано для работы с детьми 3-7 лет и предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания детей: сенсорного, умственного, эстетического. Оно обогащает тактильные ощущения ребёнка, активизирует и расширяет его словарный запас. При знакомстве со строением цветка у детей совершенствуется аналитическое мышление, они учатся устанавливать последовательность и связь явлений, их причины (корень — питание, стебель — проводник питательных веществ; в листьях происходит накопление питательных веществ; лепестки защищают главную часть цветка от ветра и дождя; цветок привлекает насекомых: пчела собирает нектар, бабочка питается нектаром, дождевой червь рыхлит землю). Вся информация даётся в доступной для детей форме.
Пособие является многофункциональным, мобильным и очень лёгким в использовании. Оно может быть применено в различных образовательных областях: экологическом воспитании детей, речевом и математическом развитии, познавательно-исследовательской деятельности.
Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в различных видах детской деятельности: развития речи (составь рассказ, придумай сказку, поиграй в пальчиковую гимнастику), познавательно-исследовательской (количество, счёт, величина, форма, пространственные отношения), художественно-эстетической (знакомство с основными цветами, а также тёплыми и холодными цветами). Кроме того, пособие помогает детям усвоить способы ухода за растениями.
На основе работы с этим пособием, можно провести для детей 6–7 лет занятие по теме: «Беседа о комнатных растениях».
Цель занятия: познакомить детей с комнатными растениями, научить определять их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой, познакомить с правилами ухода за растениями.
Обогащать и активизировать словарь: бегония, традесканция, аспагарус, опрыскивать, светолюбивые, теневыносливые, прямостоячий, свисающий, вьющийся, опущенные.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики полукругом, лицом к композиции из комнатных растений, и поиграть: «Кто больше назовёт комнатных растений?». Дети называют и показывают указкой названное растение. За каждый правильный ответ они получают лепесток от «волшебного цветка», потом по наибольшему количеству лепестков будет определён победитель.Воспитатель. Сад зелёный на окошке
Круглый год у нас растёт.
Посмотрите — это крошки,
Вон гигант большой цветёт.
Как нежны у них цветы.
Стебли — чудной красоты.
Воспитатель. Ребята, о чём это стихотворение?
Дети. О комнатных растениях.
Воспитатель. А что есть у каждого комнатного растения? Чем они отличаются друг от друга? Какие стебли бывают у комнатных растений? (Прямостоячие, вьющиеся, свисающие.) Покажите растения с прямостоячим стеблем и назовите их (герань, фикус, алоэ…), со свисающим (традесканция, аспарагус…) и вьющимся. (плющ, циссус…)
Воспитатель. А теперь скажите, у каких растений не видно стебля? (Фиалка, бегония.) Какие листья у комнатных растений бывают по величине? По форме? По цвету? Какие растения светолюбивые, а какие — теневыносливые? А вообще растения живые или нет? Почему? Чтобы растения были красивыми, хорошо росли, что необходимо делать? Какой водой надо их поливать? Как? Для чего рыхлят землю? Как правильно её рыхлить? Как моют растения с мелкими листьями? Как удаляют с листьев пыль? (В процессе занятия воспитатель подводит ребят к правильному ответу, чтобы ребята лучше усвоили и запомнили материал. После напряжённой учебной части следует разрядка — физкультминутка. Ребята вместе с воспитателем совершают танцевальные движения под песню «Есть на свете цветок алый-алый».)
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте поиграем.
Цветочный магазин
Ход игрыВоспитатель описывает растения, которые хочет купить, не называя их, по схеме: как выглядит стебель, листья, цветущее это растение или нет, какого оно требует ухода. Продавец (им по очереди становятся дети) должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Далее покупателями становятся дети. (Далее воспитатель приглашает детей в клуб знатоков. Дети делятся на две команды — «Огонёк» и «Фиалка», и каждая из них садится за свой стол. Воспитатель по карточкам-заданиям зачитывает Вопросы для закрепления полученных знаний.)
Воспитатель. У какого комнатного растения самые большие листья? (У фикуса.)
У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани.)
У какого растения самые маленькие листочки? (У аспарагуса.)
Какое растение зелёной занавеской спускается на окне? (Традесканция.)
Какой цветок похож на ёлочку? (Аспарагус.)
Какое растение получило своё название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона? (Бегония.)
(Воспитатель предлагает командам сосчитать свои лепестки, которые они получили за правильные ответы. У кого их наберётся больше, тот и становится победителем. В конце занятия воспитатель вручает каждому ребёнку значок «Любитель комнатных растений» и подводит итоги занятия.)
Елена Коробейникова, воспитатель,
Елена Бондаренко, заведующая,
детский сад № 3, г. Алексеевка,
Белгородская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии