"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Путешествие в мир звуков и запахов
Представлены пособия для развития сенсорных представлений детей и конспект занятия по развитию слухового восприятия старших дошкольников
Полноте представлений детей об окружающем мире способствует восприятие его предметов и явлений с помощью органов чувств, поэтому педагогическую работу со старшими дошкольниками по развитию восприятия разной модальности мы рассматриваем как актуальную и своевременную. Результатом нашей разработки её методического и дидактического обеспечения стали пособия «Любимые ароматы», «Шумелки», «Тактильные загадки» и другие, с помощью которых дети с удовольствием выполняют игровые задания. Пособия для развития восприятия запахов и шумов состоят из набора карточек с изображениями источников ароматов, бытовых запахов и шумов, наборов небольших пластиковых ёмкостей из бросового материала, заполненных поролоном с ароматами, водой, бисером, крупой разного помола, стеклянными шариками, монетами, песком и другим материалом.
Сначала мы знакомим детей с разнообразием ароматов и шумов, учим соотносить их с источниками запахов, звуков и их изображениями, формируем умение дифференцировать запахи и шумы, выделять заданные среди других, выполняя задания «Нарисуй образ по аромату», «Съедобное-несъедобное», «Цветочные ароматы», «Опиши запах» с использованием для этого слов сильный, слабый, душистый, пряный, сладкий, горький, тонкий, резкий и других; а также задания «Что ты услышал?», «Сверху-снизу-справа-слева» и другие. Предлагаем вниманию читателей конспект занятия «Шумелки для дельфина», в содержание которого включены задания для развития у детей слухового восприятия.
Цель: развивать сенсорные представления об окружающем мире.
Обучающие задачи: формировать умение выделять и различать характеристики звуков; расширять представления о разнообразии звуков, и характеризующий их словарный запас.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, память, мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения и синтеза, творческие способности, умение отражать полученные сенсорные впечатления в собственном творчестве.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, навыки взаимодействия со сверстниками при выполнении заданий.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, магнитная доска.
Демонстрационный материал: коробочка, картинки, письмо, контейнеры от киндер-сюрпризов с разным наполнением.
Раздаточный материал: пустые контейнеры от киндер-сюрпризов, разные крупы и макаронные изделия, фасоль, зубочистки, сахар, пуговицы, бисер, стеклянные шарики, монеты, опилки, песок; фломастеры, цветная бумага светлых тонов А4 и А5 для принтеров.
Ход занятия
(Звучит аудиозапись «Морской прибой». Дети собираются около педагога.)
Педагог: Ребята, вы узнали эти звуки? (Дети называют море и волны. Раздаётся звон колокольчика, и дети называют его.)
Педагог: Кто же это позвонил? (Педагог демонстрирует слайд «Дельфин». Дети рассматривают его, находят рядом с дельфином изображение колокольчика и коробочки, сообщают об этом педагогу.)
Педагог: Такая же коробочка появилась у нас в группе. Найдите её поскорей! Интересно, что прислал нам дельфин? (Дети находят в группе коробочку, открывают её, называют и достают из неё картинки, письмо и контейнеры от киндер-сюрпризов.)
Педагог: Давайте прочитаем письмо. Дорогие ребята! Предлагаю вам сделать для моих друзей - морских зверей, рыб, китов и дельфинов новые шумелки. Они нужны нам для тренировки слуха. В коробочку я сложил шумелки, которых у нас много. Они пригодятся вам для игры. А для нас постарайтесь придумать новые!
Педагог: Ребята, поможем дельфину? Давайте послушаем шумелки, которые он нам прислал. (С детьми проводят игровое упражнение «Какой это шум?», учат выделять шум звонкий, булькающий, шуршащий, стучащий.)
Педагог: Просмотрите на картинки и догадайтесь, что издаёт такие шумы. (Дети раскладывают на столе картинки, рассматривают их и соотносят шуршание с изображениями крупы, макарон, манки, сахара; бульканье - с изображениями кипящей в кастрюле воды и переливаемой жидкости; звон - с изображениями бубенцов, монет, бус, колокольчика; стук - с изображениями металлического и каучукового мячиков. Для проверки правильности ответов педагог открывает контейнеры и демонстрирует их содержимое.)
Педагог: Молодцы, всё правильно определили. Давайте поиграем. Если вы услышите шуршание, то разбегайтесь врассыпную, если стук – маршируйте на месте, если звон – попрыгайте. (Детям предъявляют звучание разных шумелок, чтобы каждое указанные движение они выполнили по 4 раза.)
Педагог: Теперь поиграем в игру «Назови звук». (Дети по цепочке издают звуки шумелками и определяют на слух среди них тихие, громкие, глухие и звонкие, группируют шумелки, характеризуют их звучание.)
Педагог: Молодцы! Ребята, мы познакомились со всеми шумелками, а теперь давайте сделаем для дельфина и его друзей новые. Как вы думаете, что нам для этого понадобится? Подходите к столу и выбирайте! (На столе перед детьми пустые контейнеры от киндер-сюрпризов и в ёмкостях рис, гречка, макароны, фасоль, зубочистки, манка, сахар, пуговицы, бисер, стеклянные шарики, монеты, опилки, песок. Дошкольники наполняют контейнеры разным материалом и проверяют, какие звуки они издают, изменяют количество материала в контейнерах, сравнивают звучание разных шумелок. В ходе экспериментирования дети отбирают шумелки, которые по звучанию отличаются от присланных дельфином.)
Педагог: Молодцы, ребята! Надеюсь, что дельфину и его друзьям ваши шумелки понравятся.
Дети: Пусть они играют и тренируют слух. (Дошкольники складывают новые шумелки в коробку.)
Педагог: Давайте нарисуем шумелки и то, что вы в них положили. (Дети выбирают листы бумаги разного цвета и размера, садятся за столы и выполняют рисунки. Дошкольники, которые умеют писать, дополняют изображения надписями. При рассматривании рисунков дети обсуждают наполнение шумелок и издаваемые ими звуки.)
Светлана Логуновская, воспитатель
Мария Денисова, воспитатель
МАДОУ «Радость» Д/с № 203
г. Нижний Тагил, Свердловская обл.
Рекомендуем почитать
- Товары для творчества и развития
- Алла Романова, главный редактор
- Что такое доброта?
- Путешествие с колобком
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии