"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Игры с морскими камушками
Только педагог на отдыхе может думать о своей работе! Вот и я, находясь на морском берегу и глядя на играющих с камешками детей, думала о том, как реализовать возможности этого богатства в своей практической работе с дошкольниками. Когда принесла камешки в детский сад и стала применять их как материал для игр, стали появляться всё новые идеи использования этого морского подарка. Хочу поделиться с читателями тем, что у меня получилось.
Природные камни имеют много свойств, которые отличают их от других окружающих нас материалов и предметов. Игра с ними прекрасно развивает сенсорные способности детей, потому что морские камни отличаются не только по цвету, форме и величине, но и по весу, твердости, хрупкости, они по-разному стучат и гремят, имеют различную гладкость или шероховатость.
Широко использую этот природный материал для формирования у дошкольников навыков порядкового и количественного счета, представлений о независимости количества предметов от их величины или расположения в пространстве, для сравнения и уравнивания количества предметов в двух группах, для выкладывания сериационных рядов - от маленького к большому и наоборот, от тёмного к светлому, от тяжёлого к лёгкому. Можно сравнивать 2-3 камня сразу по нескольким признакам, выделять их отличия и сходства. Игры и выполнение заданий с морскими камушками способствуют развитию точности и ловкости движений кистей и пальцев рук, координации в системе глаз-рука, формированию разных способов захвата материала.
Для фиксации положения камней предлагаю использовать поднос с чечевицей, как игровое поле он незаменим также при выполнении детьми творческих заданий с проявлением воображения и фантазии. Представляю вниманию читателей журнала некоторые игровые упражнения и игры с камешками, в которые с удовольствием играют дети 5-7 лет.
Сравни камни
Задачи: познакомить детей со свойствами природных камней; развивать восприятие разных модальностей, наблюдательность, внимание, мыслительные операции сравнения, группировки и обобщения, мелкую моторику пальцев рук.Оборудование: морские камешки.
Ход игры. Предлагаю детям рассмотреть и ощупать камни, рассказать о своих ощущениях, сравнить разные качества нескольких камней. Затем предлагаю разложить камни на кучки по одному признаку группировки. При увеличении количества признаков для группировки игра усложняется.
Сложи фигуру по образцу
Задачи: формировать навыки количественного счёта, умение выкладывать рисунок по образцу, воспитывать интерес к работе с природным материалом, навыки самооценки выполнения задания.Оборудование: подносы с чечевицей; камешки; карточки с образцами узоров и рисунков.
Ход игры. Предлагаю детям выложить рисунки по образцу и сравнить каждый получившийся с изображением на карточке, оценить правильность его выполнения.
Сложи узор
Задачи: развивать творческие способности, фантазию, воображение; воспитывать интерес к работе с природным материалом.Оборудование: подносы с чечевицей; камешки.
Ход игры. Предлагаю детям самостоятельно составить узоры. В игру для совместного творчества можно включить несколько дошкольников.
Математическое лото
Задачи: развивать навыки количественного счета, умение соотносить количество с цифрой.Оборудование: карточки с цифрами, камешки.
Ход игры. Ребенок называет цифру на карточке и рядом с ней выкладывает соответствующее количество камешков. Дополнительно можно предложить ребенку выложить эту цифру из камней.
Продолжи ряд
Задачи: развивать зрительное внимание, мыслительные операции анализа и обобщения.Оборудование: камешки.
Ход игры. Предлагаю ребенку продолжить выложенный в определенной последовательности ряд из камней. Начинаем с простых рядов: а) большой, маленький, большой; б) светлый, темный, светлый. Затем предлагаем продолжить более сложные ряды: 2 маленьких светлых, 1 большой темный, 2 маленьких светлых и другие. В дальнейшем ребенок может сам придумывать и выкладывать логические ряды.
Разложи на группы
Задачи: учить группировать камни по нескольким признакам: по размеру, цвету, форме, тяжести, тактильным ощущениям; развивать мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.Оборудование: морские камешки.
Ход игры. Вариант1. Предложить ребенку разложить камни по цвету (форме или размеру). Предложить выделить общее в каждой получившейся группе.
Вариант 2. Разложить часть камней на кучки, не называя признак группировки. Предложить ребенку продолжить раскладывать камешки и объяснить выбор каждого из них.
Вариант 3. Предложить ребенку сначала разложить камни на группы, не называя признак, по которому они объединены, а затем назвать его и проверить правильность группировки.
Крестики-нолики
Задачи: познакомить с понятиями «вертикально», «горизонтально», «по диагонали»; развивать зрительное внимание, логическое мышление.Оборудование: традиционное игровое поле из 9-и квадратов на бумаге или однотонной ткани, светлые и тёмные камни (можно использовать камни, которые отличаются по другому признаку).
Ход игры: объяснить детям значение слов «по вертикали», «по горизонтали», «по диагонали».
Участвуют два игрока, они по очереди выкладывают свои камешки на игровом поле. Выигрывает тот, кто первым соберет ряд из своих камней по вертикали, горизонтали или диагонали.
Рисование на камнях
Этот нетрадиционный материал для рисования повышает интерес детей к изобразительной деятельности, дополняет представления о возможности использования камней, развивает тактильные ощущения ребенка, воображение и фантазию, технику рисования кистью. Можно рисовать на тёмных камнях чистой водой и наблюдать, как рисунок исчезает при её испарении. Можно предложить детям выбрать камешки любой формы и пофантазировать, рассказать, на что или на кого они похожи. С помощью красок и кисти дошкольники «оживляют» божью коровку или забавную мышку. Это может быть домик или машинка, весёлая мордочка котёнка, рыбка, птица. Детям очень нравится рисовать на камнях, их это просто завораживает, а рисунки получаются удивительными и очень красивыми.
Елена Фёдорова, воспитатель МБДОУ
Д/с № 50 «Алёнушка», г. Калуга
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Математика – это просто!
- «Давай бояться вместе» страхи у детей дошкольного возраста
- Сильные духом, крепкие телом
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии