"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Познаём русский язык со стихами Б. Заходера
Авторские речевые игры для старших дошкольников
Иногда мы осознаём, что привычных слов и фраз недостаточно для того, чтобы убедить собеседника в чём-то или донести до него не только общий смысл информации, но своё отношение к событию. Вот тогда и начинаем использовать приёмы красноречия, которыми когда-то овладели. Многие из них доступны нам благодаря успешному речевому развитию в дошкольном возрасте, поэтому важно не упустить момент и помочь нынешним детям в освоении богатства языка.
Что же помогает в осознании самостоятельности и ценности компонентов нашей речи, в развитии умения правильно использовать их в подходящих случаях? Конечно же, речевые игры! Представлю читателям свой опыт развития детской речи с помощью произведений художественной литературы. Сегодня наш проводник в мире речевых игр – великий мастер слова, жонглёр фонемами и укротитель значений – детский поэт Борис Владимирович Заходер. С помощью его стихов в увлекательной форме знакомлю детей со сложными понятиями русского языка и стимулирую их речевое творчество. Приведу несколько примеров таких игр.
Азбука. Во время чтения стихотворения «Буква Я» обращаю внимание детей на то, что каждая буква произносит слова, которые начинаются только с обозначаемого ею звука: [с] – срам, [в] – воображала, [п] – попробуй. Предлагаю дошкольникам выбрать медали с одной из букв и превратиться в живые «буквы». Ведущий называет тему, а каждый игрок подбирает слово из соответствующего ей лексического поля, которое начинается на обозначаемый «буквой» звук. Например, ведущий говорит: «Животные», и «буква Л» называет слово с [л] – лошадь, а «буква П» - паук или панда.
Более лёгкий вариант игры получается при использовании картинок, а усложнить игру можно, превратившись не в буквы, а в звуки. Тогда дети-«согласные звуки» делятся на пары – мягкий звук и твёрдый звук, каждый подбирает своё слово, например, [с] – «слон», [с’] – «синица». Ещё одно усложнение – выбор более узкой темы, например, «зимующие птицы» или «музыкальные игрушки».
Превращения. После чтения стихотворения «Волчок» обсуждаю с детьми, не используя термин, такое явление языка, как омонимия. Слова произносятся и пишутся одинаково, а смысл имеют разный, например, «волчок» - животное и игрушка. Предлагаю дошкольникам вспомнить другие слова с разным смыслом и объяснить их значения. Например, «ручка» - рука маленького ребёнка; инструмент для письма; приспособление на сумках, за которые их удобно держать; приспособление на дверях для удобства их открывания и закрывания. За каждый верный ответ игрок получает фишку. Можно давать фишки отдельно тому, кто назвал многозначное слово, и тому, кто объяснил одно из значений этого слова. В конце игры, подсчитав фишки, определяем победителей.
Буква потерялась. Прочитав детям стихотворение «Кот и кит», обсуждаю с ними, почему могла произойти такая ситуация. Предлагаю дошкольникам самим подобрать отличающиеся одним звуком пары слов, которые могут стать основой забавных ситуаций. Например, «лак» и «лук»: мама красит ногти луком, а на грядке вырос лак.
Можно менять в слове одну букву на любую другую, например: бак, хак, как, рак, так. После этого обсуждаю с детьми, какие из этих слов действительно существуют, и предлагаю составить с ними предложения. Для этой игры желательно использовать наглядный материал - наборное полотно и карточки с буквами. В кармашки дети вставляют карточки с неизменяемыми буквами слова, а на место пропущенного звука подставляют разные буквы и читают получившиеся варианты.
Как это было. Читаю детям стихотворения «Мы – друзья» и «Гадюка», где автор использует фразеологизмы «вас водой разлить нельзя», «берите, дети, ноги в руки». Обсудив с дошкольниками это языковое явление, предлагаю назвать события, которые без переносного смысла иллюстрируют значение того или иного устойчивого словосочетания. Например: «утереть нос» - Оля выиграла у Маши в шашки, Маша заплакала, и Оля утёрла ей нос платочком; «втирать очки» - чтобы бабушка не увидела, что Гриша не ест кашу, он втёр ей в очки зубную пасту; «вывести на чистую воду» - Лена показывала, как она научилась плавать, но когда её вывели на чистую воду, все увидели, что ногами она стоит на дне.
Кто что делает. После чтения стихотворения «Цапля» обсуждаем с детьми удачное использование автором сходного звучания слов «цапля»,«цапает». Предлагаю подобрать пары существительное-глагол или найти сходные по звучанию пары слов. Например, капля капает, одеяло одевает, метель метёт, Лена ленится. Уточняем с детьми, какие, по их мнению, слова являются родственниками, потому что одно образовано от другого, а какие просто созвучны, например, Лена ленится.
Необыкновенные животные. Прочитав стихи «Южный Ктототам», «Кавот и Камут», «Остров Гдетотам», обсуждаем с детьми, какие слова русского языка послужили основой для этих загадочных названий. Предлагаю детям пофантазировать и самим изобрести названия необыкновенных животных, рассказать о них истории, разыграть небольшие сценки. Можно изобразить эти фантастические существа, используя кляксографию, отпечатки или другие нетрадиционные техники рисования.
Наоборот. После чтения стихотворения «Сказочка» обсуждаем с дошкольниками, какой приём использован автором для создания эффекта неожиданного конца произведения. Предлагаю подобрать противоположные по значению слова и включить их в тематический сюжет. Например: высокий-низкий. Мы долго шли к низкому кустику, который виднелся вдалеке, но, подойдя поближе, увидели, что это высокое дерево.
Каждый работающий с дошкольниками педагог и каждый воспитывающий маленького ребёнка родитель может творчески подойти к ознакомлению детей с богатством языка и показать возможности использования средств речевой выразительности. Поэтому не сомневаюсь, уважаемые читатели, что эти несколько примеров и обращение к детской поэзии помогут вам придумать множество игр, подходящих вашим умным и любознательным детям. Читайте, играйте и будьте счастливы!
Иногда мы осознаём, что привычных слов и фраз недостаточно для того, чтобы убедить собеседника в чём-то или донести до него не только общий смысл информации, но своё отношение к событию. Вот тогда и начинаем использовать приёмы красноречия, которыми когда-то овладели. Многие из них доступны нам благодаря успешному речевому развитию в дошкольном возрасте, поэтому важно не упустить момент и помочь нынешним детям в освоении богатства языка.
Что же помогает в осознании самостоятельности и ценности компонентов нашей речи, в развитии умения правильно использовать их в подходящих случаях? Конечно же, речевые игры! Представлю читателям свой опыт развития детской речи с помощью произведений художественной литературы. Сегодня наш проводник в мире речевых игр – великий мастер слова, жонглёр фонемами и укротитель значений – детский поэт Борис Владимирович Заходер. С помощью его стихов в увлекательной форме знакомлю детей со сложными понятиями русского языка и стимулирую их речевое творчество. Приведу несколько примеров таких игр.
Азбука. Во время чтения стихотворения «Буква Я» обращаю внимание детей на то, что каждая буква произносит слова, которые начинаются только с обозначаемого ею звука: [с] – срам, [в] – воображала, [п] – попробуй. Предлагаю дошкольникам выбрать медали с одной из букв и превратиться в живые «буквы». Ведущий называет тему, а каждый игрок подбирает слово из соответствующего ей лексического поля, которое начинается на обозначаемый «буквой» звук. Например, ведущий говорит: «Животные», и «буква Л» называет слово с [л] – лошадь, а «буква П» - паук или панда.
Более лёгкий вариант игры получается при использовании картинок, а усложнить игру можно, превратившись не в буквы, а в звуки. Тогда дети-«согласные звуки» делятся на пары – мягкий звук и твёрдый звук, каждый подбирает своё слово, например, [с] – «слон», [с’] – «синица». Ещё одно усложнение – выбор более узкой темы, например, «зимующие птицы» или «музыкальные игрушки».
Превращения. После чтения стихотворения «Волчок» обсуждаю с детьми, не используя термин, такое явление языка, как омонимия. Слова произносятся и пишутся одинаково, а смысл имеют разный, например, «волчок» - животное и игрушка. Предлагаю дошкольникам вспомнить другие слова с разным смыслом и объяснить их значения. Например, «ручка» - рука маленького ребёнка; инструмент для письма; приспособление на сумках, за которые их удобно держать; приспособление на дверях для удобства их открывания и закрывания. За каждый верный ответ игрок получает фишку. Можно давать фишки отдельно тому, кто назвал многозначное слово, и тому, кто объяснил одно из значений этого слова. В конце игры, подсчитав фишки, определяем победителей.
Буква потерялась. Прочитав детям стихотворение «Кот и кит», обсуждаю с ними, почему могла произойти такая ситуация. Предлагаю дошкольникам самим подобрать отличающиеся одним звуком пары слов, которые могут стать основой забавных ситуаций. Например, «лак» и «лук»: мама красит ногти луком, а на грядке вырос лак.
Можно менять в слове одну букву на любую другую, например: бак, хак, как, рак, так. После этого обсуждаю с детьми, какие из этих слов действительно существуют, и предлагаю составить с ними предложения. Для этой игры желательно использовать наглядный материал - наборное полотно и карточки с буквами. В кармашки дети вставляют карточки с неизменяемыми буквами слова, а на место пропущенного звука подставляют разные буквы и читают получившиеся варианты.
Как это было. Читаю детям стихотворения «Мы – друзья» и «Гадюка», где автор использует фразеологизмы «вас водой разлить нельзя», «берите, дети, ноги в руки». Обсудив с дошкольниками это языковое явление, предлагаю назвать события, которые без переносного смысла иллюстрируют значение того или иного устойчивого словосочетания. Например: «утереть нос» - Оля выиграла у Маши в шашки, Маша заплакала, и Оля утёрла ей нос платочком; «втирать очки» - чтобы бабушка не увидела, что Гриша не ест кашу, он втёр ей в очки зубную пасту; «вывести на чистую воду» - Лена показывала, как она научилась плавать, но когда её вывели на чистую воду, все увидели, что ногами она стоит на дне.
Кто что делает. После чтения стихотворения «Цапля» обсуждаем с детьми удачное использование автором сходного звучания слов «цапля»,«цапает». Предлагаю подобрать пары существительное-глагол или найти сходные по звучанию пары слов. Например, капля капает, одеяло одевает, метель метёт, Лена ленится. Уточняем с детьми, какие, по их мнению, слова являются родственниками, потому что одно образовано от другого, а какие просто созвучны, например, Лена ленится.
Необыкновенные животные. Прочитав стихи «Южный Ктототам», «Кавот и Камут», «Остров Гдетотам», обсуждаем с детьми, какие слова русского языка послужили основой для этих загадочных названий. Предлагаю детям пофантазировать и самим изобрести названия необыкновенных животных, рассказать о них истории, разыграть небольшие сценки. Можно изобразить эти фантастические существа, используя кляксографию, отпечатки или другие нетрадиционные техники рисования.
Наоборот. После чтения стихотворения «Сказочка» обсуждаем с дошкольниками, какой приём использован автором для создания эффекта неожиданного конца произведения. Предлагаю подобрать противоположные по значению слова и включить их в тематический сюжет. Например: высокий-низкий. Мы долго шли к низкому кустику, который виднелся вдалеке, но, подойдя поближе, увидели, что это высокое дерево.
Каждый работающий с дошкольниками педагог и каждый воспитывающий маленького ребёнка родитель может творчески подойти к ознакомлению детей с богатством языка и показать возможности использования средств речевой выразительности. Поэтому не сомневаюсь, уважаемые читатели, что эти несколько примеров и обращение к детской поэзии помогут вам придумать множество игр, подходящих вашим умным и любознательным детям. Читайте, играйте и будьте счастливы!
Татьяна Яковлева, воспитатель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Новогоднее квест преставление "Ёлка"
- «Камень-ножницы-бумага» или «лягушка-слизняк-змея»?
- Весной природа просыпается – наше здоровье укрепляется
- Время покупать подарки!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку