"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Без кота жизнь не та
Проект «Без кота жизнь не та!» разработан в ответ на довольно распространённую жизненную ситуацию, в которой оказался ребёнок из нашей группы. Как одна из самых эффективных форм образовательной работы с дошкольниками, проект вовлёк в активную исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей, охватил разные образовательные области и многие виды детской деятельности. Он помог сплотить детско-родительский коллектив нашей группы, выявить и поддержать интересы дошкольников, помочь взрослым в их понимании. Представим читателям содержание этапов проекта.
Этап 1. Постановка проблемы. Однажды в семье Алмаза неожиданно появился котёнок, его принёс детям папа. В детском саду ребёнок очень эмоционально рассказал сверстникам и воспитателям о своём новом питомце Ваське, а также сообщил о желании понаблюдать за ним, подружиться и узнать кошачий язык. Другой мальчик, Тимофей, слушая восторженный рассказ, грустно сказал: «А мне никогда не разрешат завести котёнка». Тогда я предложила ребятам поучаствовать в исследовании, узнать о кошачьих повадках и способностях, научиться понимать настроение кошек по их поведению. Дети проявили заинтересованность и выразили готовность к исследованию.
Второй этап. Накопление информации. Чтобы узнать больше о кошках, ребята сделали копилку, куда стали собирать факты из жизни кошек. Изучение этих материалов показало, что у кошек, как и у людей, есть разные «профессии». Есть коты-синоптики, они предсказывают землетрясения, извержение вулкана. Коты-лекари помогают человеку успокоиться. Есть даже коты, которые принимают участие в испытаниях новых космических аппаратов. Посетив конеферму, дети узнали, что там «работает» кот-мышелов. Ведь кони едят зерно, а в нём иногда водятся мыши. Бывают коты-поводыри, об этом ребята узнали, когда побывали в геронтологическом центре и познакомились с кошкой Настей и её слепым хозяином Анатолием Петровичем.
Мы посетили ветеринарную лечебницу «Бетховен», где врач-ветеринар рассказал о том, как правильно ухаживать за кошкой, чем её можно кормить, для чего делать прививки. В ходе исследования дошкольники узнали, что для людей, которые по каким-либо причинам не могут завести дома кошек, во многих городах теперь открыты котокафе. Их посетители общаются с кошками, гладят и подкармливают их, туда можно приходить семьями.
В группе мы провели конкурс с чтением стихов о кошках и составлением рассказов о них, организовали с помощью родителей тематическую выставку рисунков и поделок, мини-музей «Пушистая компания». Детей заинтересовала найденная в сети Интернет игра «Кошачий переводчик». В ней участники игры по звукам, которые издаёт кошка, пытаются определить, о чём она нам сообщает.
В командной «Мяу-викторине» с интересом приняли участие дошкольники и их родители. Были предложены следующие игры и задания:
- «Давайте познакомимся». Догадаться по описанию и назвать имя кота из литературного произведения.
- «Мурчалки». Отгадать и спеть песенки из фильмов, мультфильмов и спектаклей о котах.
- «Прокати клубок». Эстафета, в которой важно прокатить быстрее соперников клубок между конусами, не задев их.
- «Блиц-опрос». Ответить на вопросы о котах и кошках для детей и взрослых.
- «Тётя Кошка, выгляни в окошко». Определить настроение кошки по изображению её позы.
- «Котовасия». Найти ошибку в высказывании и назвать правильный ответ.
- «Кошка-поводырь». Детям в роли котят-поводырей предлагали довести до ориентира родителей, которым предварительно завязали глаза.
- «Три кота». Продолжить описание ситуаций, произошедших с одним из известных котов - Леопольдом, Матроскиным или Котом в сапогах, подобрать соответствующую картинку и назвать персонаж.
Пока жюри подводило итоги викторины, участники исполнили игровой танец «Делай так» под музыку «Если весело тебе» в аранжировке А. Сабирова.
Если кушаешь ты рыбку, делай так: «Мур! Мур!» (2 раза)
Если кушаешь ты рыбку, то не прячь в усах улыбку,
Если кушаешь ты рыбку, делай так: «Мур! Мур!»
Если пёс полез кусаться, делай так: «Фыр! Фыр!» (2 раза)
Если пёс полез кусаться, приготовься защищаться,
Если пёс полез кусаться, делай так: «Фыр! Фыр!»
Вот поймает мышку киска, делай так: «Цап-царап!» (2 раза)
Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску,
Вот поймает мышку киска, делай так: «Цап-царап!»
Если любят кошку люди, делай так: «Мяу-мяу!» (2 раза)
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так: «Мяу-мяу!»
Третий этап. Систематизация информации. Под руководством взрослых мальчики оформили таблицу и разместили в ней 1) картинки, символизирующие эмоции; 2) картинки, отображающие проявление этих эмоций у кошки и у человека; 3) картинки, раскрывающие причины, по которым возникают эмоции. В результате анализа содержания таблицы детьми были сделаны следующие выводы: проявления эмоций кошки отличаются от проявления эмоций человеком, но причины их возникновения могут быть похожими; чтобы кошка чувствовала себя комфортно, нужно создать определённые условия. В ходе исследования ребята узнали, что необходимо постоянно заботиться о кошке, ласкать ее, не удерживать насильно, не наказывать слишком строго, ведь кошки никогда не забывают как добра и ласкового отношения, так и боли, страха. Только тогда кот или кошка станут верным другом и помощником на долгие годы.
Дети вместе с педагогом разработали памятку для тех, кто хочет завести кошку, и с помощью картинок показали, что для кошки будет полезно и приятно, а чего делать нельзя. Всей группой мы сделали макет котокафе, которое хотим увидеть в своём городе, и подготовили презентацию, отразившую этапы проекта. Дошкольники рассказали о нём детям из других групп, педагогам и родителям нашего детского сада и других детских садов г. Ульяновска.
Через несколько месяцев после участия в проекте родители Тимофея, увидев неподдельную заинтересованность своего ребёнка, подарили ему котёнка и осуществили его давнюю и, казалось, безнадёжную мечту.
Светлана Святова, учитель-логопед
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии