"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Мастерская чудес
Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало вне других видов деятельности людей. Оно гармонично вплеталось в тот вид деятельности, которым человек занимался. И если столетия назад это могло быть земледелие, охота, рыболовство, то в современном мире декоративно-прикладное искусство является частью тех видов деятельности, где необходим ручной труд.
Ручной труд, аппликация, рисование, лепка, конструирование, работа с природным материалом, бисероплетение помогают воспитателю проводить работу по ознакомлению и приобщению детей старшего дошкольного возраста к видовому разнообразию декоративно-прикладного творчества.
Проект «Мастерская чудес» был задуман и реализовывался с целью:
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с разными видами декоративно-прикладного творчества, а именно: дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписью, плетением из бисера, работой с бумагой, глиной (пластилином);
- сформировать познавательный интерес к культуре родного народа посредством более подробного и глубокого ознакомления с народными промыслами, овладением техникой рисования, свойственной тому или иному виду росписи, а также познакомить с техникой бисероплетения;
- развивать творческую инициативу, индивидуальность, активность, ловкость рук, внимательность.
Проект «Мастерская чудес» удачно воплотил в себе интеграцию образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое, что свидетельствует о всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста в период реализации проекта.
Планируемые результаты:
- у детей наблюдается активность, инициативность и любознательность в разных видах деятельности; активное взаимодействие со взрослыми и детьми; положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе рисования, плетения из бисера, лепки, аппликации;
- ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга;
- дети обладают представлениями о рукотворных и природных материалах;
- владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у детей развита ловкость рук и графические навыки.
Срок проекта: учебный год.
Дымковская роспись
- Знакомство детей с историей появления дымковской игрушки. Весенний праздник «Свистунья» (отмечавшийся в народе до революции, позабытый, но положивший начало производству дымковской игрушки).
- В какие игрушки играют современные дети? Сравнительный анализ дымковской игрушки ХV-XVI в.в. и современной. Рассуждения детей.
- Цветовая гамма и основные элементы дымковской росписи.
- Практические занятия по рисованию и лепке, построенные по принципу «от простого к сложному», включающие в себя освоение детьми элементов дымковской росписи и последующую работу по созданию собственных дымковских узоров с соблюдением ритма рисунка и цветовой гаммы.
- «Дымковская слобода» – итог работы по данному направлению ознакомления детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства (оформление стенда). Демонстрация фильма с танцем «Вятская картинка» в исполнении артистов академического театра «Гжель».
Гжельская роспись
- История промысла. Просмотр презентации «Синь России».
- Рассматривание изделий. Знакомство с основной цветовой гаммой и элементами гжельской росписи. Просмотр музыкальной фото-презентации «Васильковая Гжель».
- Практические занятия по рисованию, включающие в себя освоение детьми элементов гжельской росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки, кружки, капельки, мазок) и последующую работу по созданию собственных гжельских узоров с соблюдением ритма рисунка и цветовой гаммы.
- Создание выставки работ. Демонстрация фильма с танцем «Сказочная Гжель» в исполнении артистов академического театра «Гжель».
Городецкая роспись
- История создания (ознакомительная презентация «Весёлый Городец»).
- Просмотр документального фильма «Как делают городецкую роспись».
- Цветовая гамма, основные мотивы росписи (цветочный, цветочный с конями и птицами, сюжетный (чаепития, гулянья, прогулки с кавалерами) и элементы росписи (розан, бутон, листочки, купавка, ромашка). Последовательность (этапы) создания городецкого узора: подмалёвок, тенёвка, оживка.
- Практические занятия по рисованию, включающие в себя освоение детьми элементов гжельской росписи и последующую работу по созданию собственных узоров с соблюдением цветовой гаммы, мотива росписи и последовательности выполнения работы, что важно для создания композиции.
- Создание выставки работ.
Плетение из бисера
Плетение из бисера – это один популярных видов рукоделия, творческого ручного труда. Люди занимались плетением (вышиванием) из бисера и в старину. По праву бисероплетение можно назвать одним из видов декоративно-прикладного творчества. Наши далёкие предки считали, что через изделия и украшения, созданные руками человека, выражалось его понимание окружающего мира. Как показал мой опыт, многие дети старшего дошкольного возраста достаточно легко осваивают приёмы работы с бисером. Плетение из бисера помогает развивать мелкую моторику рук, а непосредственно от сформированности движений пальцев рук напрямую зависит и речевое развитие ребёнка. Данный вид декоративно-прикладного творчества доставляет детям много радости и мотивирует на достижение результата, ведь каждый хочет смастерить своими руками красивое изделие.Хохломская роспись
- История создания. Просмотр фильма «Ремесло. Хохлома».
- Цветовая гамма, основные мотивы росписи (травный, травно-ягодный) и элементы росписи (травка, осочка, капелька, завитки, листочки, ягодки и стебель-криуль).
- Практические занятия по рисованию, включающие в себя освоение детьми элементов хохломской росписи и последующую работу по созданию узоров с соблюдением цветовой гаммы, мотива росписи и последовательности выполнения работы.
- Создание выставки работ.
Проект «Мастерская чудес» – отличная возможность для развития коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных и физических навыков. Его реализация способствовала формированию нравственно-волевых качеств детей. Самым главным стало понимание детьми того, что творить добро и красоту нужно, чтобы приносить радость людям.
Елена Васильева, воспитатель
высшей квалификационной категории,
ГБОУ Школа № 1550, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии