"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления
Интересный опыт в проведении занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
Путём исследовательских действий и экспериментирования, я учу своих воспитанников находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям. Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребёнке?
Исследовательская деятельность развивает в ребёнке представления об окружающем мире, мыслительные процессы. И не будем забывать, что в основу каждой детской деятельности ложится игра. Какие навыки развиваются у детей? Наблюдательность, усидчивость, аккуратность, расширяется кругозор, происходит углубление знаний.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Такую деятельность можно провести с детьми подготовительной группы. Дети в этом возрасте владеют достаточной информацией о свойствах различных предметов и явлений. Сказка называется «Удивительная прогулка Маши…».
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Рядом находилось ещё небольшое озерцо, в нём она увидела, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Маша заторопилась к своему другу Медведю, но увидела, как на цветах сидели разноцветные бабочки, которые заинтересовали девочку. Она поймала одну из них и посадила её в банку, а чтобы бабочка не вылетела, накрыла плёнкой. Но тут сильный подул ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошёл дождь. Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что бабочка в банке увеличилась в размере. (Почему так показалось Маше?)
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например, бабочку, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
И тут Маша увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка — ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь. (Как это Маше сделать?)
Опыт №4
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается кверху.
Шла, шла Маша и увидела перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчёлы.
Опыт № 5
Железный цветок нужно обклеить блестящей липкой бумагой, а на картинки пчёлок приклеить с обратной стороны магнит. Пчёлки будут магнититься к цветку.
И тут Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и несёт ей в подарок два воздушных шарика. Медведь держал шарики в своей лапе, так, что они были на одном уровне.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов к нам:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Современные учёные осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию, и выразили его на языке цифр: то, что мы слышим, усваивается на 10 %; то, что мы видим, — 50%; то, что мы делаем сами, — 90 %.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьётесь нужного результата.
Цель: показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, воздухом, магнитом;
- развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом с другими людьми.
Путём исследовательских действий и экспериментирования, я учу своих воспитанников находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям. Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребёнке?
Исследовательская деятельность развивает в ребёнке представления об окружающем мире, мыслительные процессы. И не будем забывать, что в основу каждой детской деятельности ложится игра. Какие навыки развиваются у детей? Наблюдательность, усидчивость, аккуратность, расширяется кругозор, происходит углубление знаний.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Такую деятельность можно провести с детьми подготовительной группы. Дети в этом возрасте владеют достаточной информацией о свойствах различных предметов и явлений. Сказка называется «Удивительная прогулка Маши…».
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Рядом находилось ещё небольшое озерцо, в нём она увидела, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Маша заторопилась к своему другу Медведю, но увидела, как на цветах сидели разноцветные бабочки, которые заинтересовали девочку. Она поймала одну из них и посадила её в банку, а чтобы бабочка не вылетела, накрыла плёнкой. Но тут сильный подул ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошёл дождь. Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что бабочка в банке увеличилась в размере. (Почему так показалось Маше?)
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например, бабочку, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
И тут Маша увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка — ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь. (Как это Маше сделать?)
Опыт №4
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается кверху.
Шла, шла Маша и увидела перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчёлы.
Опыт № 5
Железный цветок нужно обклеить блестящей липкой бумагой, а на картинки пчёлок приклеить с обратной стороны магнит. Пчёлки будут магнититься к цветку.
И тут Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и несёт ей в подарок два воздушных шарика. Медведь держал шарики в своей лапе, так, что они были на одном уровне.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов к нам:
- Почему же распускаются кувшинки?
- Почему плавают рыбки?
- Почему бабочка увеличивается в размерах?
- Почему вода поднимается вверх?
- Почему пчёлы летят на цветы? (Обсуждение экспериментов.)
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Современные учёные осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию, и выразили его на языке цифр: то, что мы слышим, усваивается на 10 %; то, что мы видим, — 50%; то, что мы делаем сами, — 90 %.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьётесь нужного результата.
Лариса Бурдина, воспитатель
МБДОУ Д/с «Родничок», г.Оханск
Рекомендуем почитать
- Спасём Геннадия Барбоскина
- Дуешь в трубку — укрепляешь здоровье!
- Мир насекомых
- «Вторая жизнь игрушек»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку