"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Пальчиковые, кинезеологические, координационно-подвижные игры
Цель: развитие мелкой и крупной моторики руки ребёнка через использование пальчиковых игр.
Задачи:
- развивать воображение, координацию движений;
- развивать внимательность, память и способность сосредотачиваться, умение ориентироваться в пространстве;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры — это пальчики ребят.
Активную работу пальцев можно наблюдать в пальчиковой игре «Пау-Паучина» Т. Боровик. Сначала детям показывают игру с первым и вторым пальцами, затем предлагается более сложный вариант игры с первым и пятым и со вторым и третьим пальцами.
Важное значение в развитии ребёнка играют кинезеологические релаксационные игры. Кинезеология происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение» (имеется в виду мышечное движение). Греческое происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука». Кинезеология представляет собой самостоятельное оригинальное направление оздоровления, основанное на целостном подходе к человеку и на использовании мышечного тонуса для положительного воздействия на эмоциональную сферу человека. Кинезеология — наука о движении, вернее, наука о языке движений.
В качестве примера применения кинезеологии в детском развитии можно привести игру «Звёздная кошка».
Рогатый жёлтый месяц сидел на небесах,
Из дома вышла кошка со звёздами в усах.
«Ах, дорогая кошка», — сказал я чуть дыша,
«Вас проводить немножко, уж больно хороша».
Но хвостиком вильнула и скрылась в облаках
Застенчивая кошка со звёздами в усах.
Устала наша кошечка укладывать котят,
Теперь все непоседы тихо-сладко спят.
Спит кошечка, мурлыкая, в мягких облаках
И снится ей мышонок со звёздами в усах.
А утром встретишь кошку в шляпке, просто «Ах!».
Спешит куда-то кошка со звёздами в усах.
Глядя на давно знакомые бытовые предметы, например, прищепки, мы даже не предполагаем, что они тоже могут быть использованы в пальчиковой игре.
Игра «Солнышко». Дети берут изображение солнышка на картоне и по краям прикрепляют прищепки-лучики.
Игра «Танцующие прищепки». Взрослый надевает плащ, сшитый из одноразовых скатертей жёлтого цвета, на которые хаотично прикреплены прищепки. Дети пытаются снять прищепки с танцующего взрослого.
Всем знаком такой предмет как бельевая резинка. Но, оказывается, при её помощи можно конструировать разные геометрические фигуры. (Тактильно-пространственная игра «Резинки» Т. Боровик.) Почти в каждом доме найдутся и бусы. Их можно носить не только как украшение, ими можно рисовать — выкладывать контур. Полезно сделать гигантские бусы для такой же игры, чтобы дети учились чувствовать масштаб. Нужно шарики, которые используются как наполнители сухого бассейна, нанизать на верёвку.
Большой интерес у детей вызывают пуговицы разных размеров, их тоже можно использовать в пальчиковых играх, отделяя большие пуговицы от маленьких.
Приятные тактильные ощущения ребёнок испытывает от лепки фигурок из солёного теста. Также в работе нами активно используются варежковые куклы. Такие игры полезны не только для развития речи и фантазии, но и для упражнений кистью руки.
У детей неизменно вызывают интерес координационно-пластические игры, представляющие собой мини-театрализацию, историю, рассказанную с помощью рук и пальцев. Игра «Борщ» Т. Боровик.
Кастрюлю с водой ставим на огонь (хлопок слева и справа).
Кастрюлю с водой ставим на огонь.
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной (круговые движения перед собой),
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.
Раз, два картошечка, варится картошечка (соединяем полукруглые ладошки),
Раз, два картошечка, варится картошечка.
От капусты стало густо! Густо (шевеля пальцами, поднимаем руки вверх)!
От капусты стало густо! Густо!
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной,
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.
Свеклу и морковку, чик, режем, чик, ловко, чик (правая рука на левой руке показывает работу ножа),
Свеклу и морковку, чик, режем, чик, ловко, чик.
Добавляем, ммм! Сладкий перец, ммм (щелчок пальцем руки)!
Добавляем, ммм! Сладкий перец, мммм
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.
Красные помидоры, красные помидоры (руки как бы держат помидоры, показывая их вес),
Красные помидоры, красные помидоры,
Лук-лучок, петрушку и укроп (хлопки справа и слева).
Лук-лучок, петрушку и укроп.
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.
Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.
Всё сварили (хлопок по колену)!
А что забыли? Соль мы забыли.
В заключение многих занятий мы предлагаем детям поиграть в весёлом оркестре. Его инструментами являются шуршалки, сделанные из больших пластиковых бутылок, металлические бутылочные крышки, деревянные палочки, маленькие пластиковые бутылки, стаканчики из-под йогурта и целлофановые пакеты. Использование таких самодельных инструментов не только подталкивает детей по-новому взглянуть на обычные предметы, но и опять-таки служит для развития моторики.
Лилия Мараханова, музыкальный руководитель
ГБОУ Школа №329 ДО, г.Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии