"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Пушистая проволока и шарики
Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
К таким новым логопедическим технологиям, которые активно используют учителя-логопеды, можно отнести необычную проволоку и шарики. Хотелось бы рассказать о пушистой проволоке. Эта проволока ещё называется синельной, мохнатой, плюшевой. Синель (от франц. chenille — гусеница) — пушистый, с бархатистым ворсом шнурок, скрученный из нескольких нитей, между которыми захвачен ряд коротких кончиков нитей, торчащих во все стороны (ворс). Синелью часто называют любую ткань с коротким ворсом — бархат, вельвет.
Эта гибкая пушистая проволока — ёршики для очистки курительных трубок. В нашей стране её никогда не производили, поэтому многие люди о ней даже ничего не слышали. А иностранцы быстро поняли, что для детского творчества это очень полезная вещь. Из неё можно делать симпатичные пушистые поделки. К тому же, эти поделки можно разбирать и в следующий раз делать уже другие (правда, со временем проволока от этого теряет ворсинки и местами перестаёт быть пушистой).
Иностранцам эта идея так понравилась, что многие авторы педагогических методик рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у дошкольников. Поэтому в США, например, поделки из синельной проволоки дети делают и в детских садах, и в школах на уроках творчества. Из пушистой проволоки можно делать объёмные и плоские поделки (например, бабочек, жучков, цветы). Дети могут работать в небольшой подгруппе или по отдельности, проявляя свою самостоятельность, творчество, активность.
Чем же интересна такая проволока в работе учителя-логопеда? Из неё можно делать буквы, учить с её помощью цвета. Работа с проволокой способствует развитию мелкой моторики рук детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста, закреплению названий цветов, геометрических фигур, формированию грамматического строя речи.
Очень интересна работа с пушистыми шариками, они приятны на ощупь, разного цвета и размера, полезны для закрепления у детей понятий цвета и величины. Из пушистых шариков можно делать не только отдельные буквы, цифры, но и создавать сказочные композиции. Детям нравится проявлять в работе своё творческое воображение.
С дошкольниками учитель-логопед проводит следующие логопедические игры и игровые упражнения:
«Буква сломалась». Учитель-логопед из проволоки или шариков делает букву, без какого-то одного или нескольких элементов, ребёнок должен доделать эту букву самостоятельно.
«Пружинка гласных звуков». Ребёнок на пальчик должен накручивать проволоку в том случае, если учитель-логопед произносит гласный звук.
«Зигзаги». Такая игра полезна при формировании мелкой моторики рук. Ребёнку учитель-логопед даёт карточку с нарисованными на ней ломаными линиями, ребёнок должен при помощи проволоки повторить узор линий, изображённых на карточке. В начале можно накладывать проволоку прямо на карточку. А затем можно усложнять задания: ребёнок выкладывает зигзаг из проволоки рядом на столе.
«Превращения». Учитель-логопед вместе с ребёнком из проволоки делает любую геометрическую фигуру, ребёнок превращает её в другую.
«Сделай, как у меня». Учитель-логопед выкладывает из пушистых шариков небольшую композицию (например, цветок и солнышко), ребёнок внимательно рассматривает её и выполняет самостоятельно. Можно усложнить задание, дав ребёнку посмотреть на образец 3-5 секунд, затем закрыть его салфеткой, а ребёнок по памяти выкладывает композицию.
«Гусеница». Такое упражнение развивает наблюдательность, память. Ребёнку предлагается выложить гусеницу, начиная от самого большого шарика, а заканчивая самым маленьким.
«Лесенка». Такую игру хорошо проводить при автоматизации звуков. На каждую ступеньку лестницы ребёнок помещает пушистый шарик при правильном произнесении слова с автоматизируемым звуком.
«Узоры». Учитель-логопед выкладывает перед ребёнком узор из разноцветных шариков, а ребёнок должен по памяти его повторить.
Игры с проволокой и пушистыми шариками — это всегда интересно, полезно и весело!
Марина Земляченко, учитель-логопед,
МБДОУ Д/с №85, г.Белгород
Рекомендуем почитать
- Товары для детского творчества и развития
- Андрей Леонов: «Учитесь у детей играть!»
- Slingers = сотки+йо-йо?
- Спрашивайте — отвечаем
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии